Рефераты. Источники и система права

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуются тем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ответственности.

Принципы институтов права - это основные идеи, лежащие в основе построения определенного института права.

Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества в целом. Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются следующими его проявлениями:

1) право определяется как мера свободы и неприкосновенности человека, очерчивает пределы свободы, направляется на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония;

2) оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов;

3) ценность и назначение права состоит в том, что оно является выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ, утверждает равенство и правовой статус человека в обществе;

4) право представляет собой источник обновления общества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития;

5) в качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем межнационального и международного значения.

Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регулирование наиболее важных потребностей и интересов между людьми как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.

Регулирование и охрану общественных отношений право осуществляет с помощью соответствующей системы.

Система права - это внутренняя форма права, имеющая объективный характер построения, что выражается в единстве и согласованности всех ее норм, дифференцированных по правовым комплексам, отраслям, под отраслям, институтам и нормам права.

Право состоит из многочисленных правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму для ее реализации, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам. Между ними существуют конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обусловленности и характерным признакам сходства (различий) правовых норм все право можно представить как определенную систему.

Объективная обусловленность права характеризуется тем, что, во-первых, оно - явление второстепенное по отношению к экономике и входит в надстройку общества; во-вторых, право включено в более широкую систему, которая называется правовой. Поэтому праву присущи такие объективные свойства:

1) оно развивается посредством правоотношений, порожденных экономическими отношениями, а уже потом подтвержденных или санкционированных государством;

2) под влиянием правоотношений и правосознания развиваются не только нормы права, но и правовая система и правовая надстройка;

3) право не следует сводить только правовым нормам, его надлежит рассматривать во взаимодействии с другими элементами правовой системы;

4) система норм права является элементом системы правового регулирования, взаимодействия объективного и субъективного права, правоотношений и правосознания;

5) степень развитости системных свойств права во многом зависит от развитости всей правовой системы. Это означает, что систему права следует изучать в пределах определенной правовой системы.

К основным признакам системы права следует отнести: разделение всей совокупности норм права на взаимосвязанные комплексы, отрасли, под отрасли, институты права; единство и согласованность между собой норм права, составляющих систему права; объективный характер построения системы права.

Следовательно, для любого государства право функционирует как единственная юридически целостная, внутренне согласованная система общеобязательных правил поведения. Важным аспектом такой внутренней согласованности является структура права, как закономерная организация его элементов.

Первичное звено системы права - нормативно-правовое предписание (норма права). Это общеобязательное, формально определенное правило поведения субъекта права, содержащее государственно-властное веление нормативного характера, устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством для регулирования общественных отношений.

Признаки норм права, отличающие их от индивидуально-правового предписания:

- они обобщают типичные, то есть неоднократно повторяющиеся жизненные ситуации;

- рассчитаны на неопределенное количество общественных отношений;

- адресованы не персонифицированному кругу субъектов, разрешают обозначать пределы поведения всех субъектов, подпадающих под такую ситуацию;

- действуют в пространстве и во времени непрерывно;

- действие правовой нормы прекращается или отменяется уполномоченными субъектами.

Статья нормативно-правового акта выступает внешней формой нормы права и нормативно-правового предписания как целостного, логически завершенного государственно-властного веления нормативного характера. Статья нормативно-правового акта и норма права часто совпадают, если структурные элементы нормы права отражены в статье закона. Тем не менее в большинстве случаев в статье излагаются не все элементы нормы права. В зависимости от этого различают прямой, ссылочный и банкетный (отсылочный) способы изложения нормы в статье.

Прямой способ применяется тогда, когда все элементы нормы права содержатся в статье нормативно-правового акта; ссылочный - когда делается ссылка на другую статью или статьи; банкетный (отсылочный) - когда статья отсылает к другому нормативно-правовому акту.

Норма права имеет внутреннюю структуру, выражающуюся в ее внутреннем делении на отдельные элементы, связанные между собой: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза - Это часть нормы права, содержащая условия, обстоятельства, с наступлением которых можно или необходимо осуществлять правило, которое содержится в диспозиции.

Диспозиция - Это часть нормы, содержащая субъективные права и юридические обязанности, то есть именно правила поведения.

Санкция - Это часть нормы права, в которой представлены юридические последствия выполнения или невыполнения правила поведения, зафиксированного в диспозиции. Санкции могут быть карательными (штрафными), восстановительными и поощрительными (положительными).

Диспозиции, гипотезы и санкции по составу подразделяются на простые, сложные и альтернативные, а по степени определенности содержания - на абсолютно и относительно определенные.

Нормы права, как и первичные звенья системы права, могут объединяться в институты и отрасли права. Например, гражданство Украины является главным институтом конституционного права.

Существуют различные определения института права. Его рассматривают так:

а) определенную совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные между собой как качественно самостоятельная обособленная группа;

б) совокупность существенных и самостоятельных норм права, образующих отдельный институт права в пределах комплексной отрасли права (например, морского права);

в) совокупность правовых норм, регулирующих отдельный вид или род общественных отношений и составляющих обособленную часть отрасли права.

К признакам института права относят: наличие совокупности нормативных предписаний; юридическая однородность названных предписаний; объединение правовых норм устойчивыми закономерностями и связями, находящими отражение в юридических предписаниях и в целом в юридической конструкции.

Следовательно, институт права можно определить как обособленную группу взаимосвязанных правовых норм (предписаний), регулирующих определенный вид или род общественных отношений и образующих самостоятельный элемент системы права.

В зависимости от оснований различают такие группы института права : по отраслям права - государственные, уголовные, гражданские, семейные, жилищные и др.; согласно роли, которую они выполняют, - предметные и функциональные; в зависимости от регулируемых ими отношений - материальные и процессуальные; в зависимости от закрепления общих понятий, принципов, задач, функций или специальных составов, соглашений или обязательств - общие и специальные.

Важным является также вопрос объединения институтов права, рассмотрения комплексных институтов. Общепризнанно, что между отраслями права нет закрытых границ, которые разъединяли бы отрасли на исключительно изолированные. Институты права, как и нормативно-правовые предписания, объединяются между собой. Такие объединения тоже называют институтами права.

В теории права различают общие и предметные объединения института права.

Объединение в общие институты имеет место тогда, когда каждый простой институт как комплекс правовых предписаний определяет предмет, задачи, принципы, границы действия, функции отрасли (под отрасли) права. Предметное объединение - это объединение двух или более институтов права, которые характеризуют определенные увеличения различных институтов по родовому критерию в пределах конкретного предмета правового регулирования.

Наиболее развитой формой объединения правовых институтов является подотрасль права - объединение институтов права в пределах конкретной отрасли права, включающей общий и предметный институты или их ассоциации. Например, лесное право, водное право в земельном праве.

Следовательно, институт права, объединение институтов права можно рассматривать как самостоятельный элемент системы права и в пределах отрасли права.

Еще один структурный элемент системы права - отрасль права, признаками которой являются:

- совокупность юридических норм (предписаний) и правовых институтов;

- регулируемая названной совокупностью определения сфера общественных отношений;

- критерием отмежевания одной отрасли от другой являются предмет и метод правового регулирования;

- учет принципов, задач, цели правового регулирования.

Следовательно, отрасль права - это совокупность правовых норм (предписаний) институтов права, которые регулируют определенную сферу общественных отношений в пределах конкретного предмета и метода правового регулирования с учетом принципов и задач такого регулирования.

Отрасли права можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от предмета и метода правового регулирования различают государственное, административное, финансовое, земельное и гражданское право.

Согласно месту, которое отрасли права занимают в правовой системе, они делятся на основные и комплексные.

Основные отрасли права образуют основной массив права в правовой системе государства. Среди них различают профилирующие (традиционные), процессуальные, специальные и другие.

Профилирующие отрасли образуют юридическую основу, обязательную часть системы права (конституционное, административное, гражданское, уголовное право).

Процессуальные отрасли закрепляют порядок применения материального права (гражданский, уголовный, административный и другие процессы).

К специальным отраслям относят те, которые на базе профилирующих развивают основные отрасли права и обеспечивают специальный правовой режим для определенного вида общественных отношений (трудовое, аграрное, экологическое, земельное, семейное и финансовое право).

Комплексные отрасли - это наслоения, надстройка над основными отраслями, которые внешне обособливаются значительно меньше, чем основные отрасли (скажем, страховое, банковское, морское, железнодорожное, горное, налоговое, жилищное, авторское, изобретательское, исправительно-трудовое право).

Следовательно, внутренняя форма права хороктеризуется соответствующей совокупностью правовых норм, объединяющихся в институты, подотрасли и отрасли права.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.