Рефераты. Источники административного права

Источники административного права

2

http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

«Источники административного права»

/Курсовая работа/

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Источники административного права. Их виды 5

2. Понятие и виды нормативно-правовых актов 11

3. Система источников административного права 29

Заключение 34

Библиография 36

Введение

Привычка обращаться к многочисленным правовым актам подчас стирает для каждого из нас их особенности. Все акты кажутся нам похожими. В реальности же принимаемые и дейст-вующие правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнори-рование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование норма-тивно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов.

Острота проблемы становится еще более ощутимой в совре-менный период коренного обновления российского законодатель-ства и проведения глубокой конституционной реформы. Принятие новой Конституции Российской Федерации требует анализа ее свойств и содержания, а также выяснения ее соотношения с другими актами. Равным образом нужны точные оценки связей закона и подзаконных актов, множественность которых особенно очевидна. Все эти связи призваны дать верное представление о "правовой цепи", складывающейся в действительности из разных правовых актов и документов для решения взаимосвязанных задач и регулирования экономической, социальной, политической сфер жизни.

Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому система-тизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение.

Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблю-даться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исхо-дила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определен-ную пользу науке и практике.

Систематизация норм административного права имеет существенное теоретическое, практическое и познавательное значение. Нормы Особенной и Специальной час-тей не должны противоречить нормам части Общей, а в случае такого противоречия действуют нормы Общей части. На основе данной классификации строится наука административного права и изучение его курса.

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего вы-ражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли позна-комиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных и муни-ципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Источниками административного права являются акты государ-ственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвертой важнейшей особенностью отрасли является раз-нообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим чис-лом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их под-законных нормативных актов.

Целью этой работы является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику рас-крыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодей-ствия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

1. Источники административного права.

Их виды

При характеристике источников административного права не-обходимо выяснить вопросы о:

- понятии источника административного права,

- видах и формах источников,

- задачах и состоянии кодификации административного права в современных условиях.

К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, на-пример, Кодекс об административных правонарушениях или По-ложение о конкретном министерстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. Не отно-сятся к источникам административного права правовые акты ненормативного характера.

Особенности предмета административно-правового регулиро-вания (обширность, многообразие отношений) влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам право-вых свойств, а также форм правовых нормативных актов.

Пра-вовые свойства нормативных правовых актов, как известно, не-одинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойст-вами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права имеют следующие норма-тивные акты.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и граж-данского).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодатель-ных органов;

II. Акты Президента Российской Федерации;

III. Акты государственной администрации;

IV. Акты муниципальных органов;

V. Публичные договоры;

VI. Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения.

I. В первой группе источников можно различать:

1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федераль-ного Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);

в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы зако-нодательства, кодексы и др.);

г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собра-ния Российской Федерации.

2. Законодательные акты субъектов Федерации:

а) конституции, уставы субъектов Федерации;

б) законы субъектов Федерации.

II. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административно-го права.

Акты Президента Российской Федерации - это:

а) указы Президента;

б) распоряжения Президента.

III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их ис-точникам.

1. Административные акты федеральных органов и организаций:

а) постановления и распоряжения Правительства Российс-кой Федерации;

б) постановления, приказы, инструкции министерств и дру-гих центральных федеральных органов специальной ком-петенции;

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и дру-гие акты территориальных федеральных органов испол-нительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

д) акты Банка России.

2. Административные акты субъектов Федерации:

а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в) приказы, постановления центральных органов специаль-ной компетенции субъектов Федерации;

г) приказы, постановления местных органов государствен-ной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д) приказы, инструкции администраций, государственных пред-приятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административ-ного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают порядок хранения и порядок оплаты хранения транс-портных средств. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль пуб-личных договоров, содержащих нормы административного пра-ва. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров1.

1. Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если междуна-родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра-вила международного договора». Конечно, правительство, ми-нистерство не вправе заключать с органами зарубежных го-сударств договоры, которые противоречат законам России.

2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 догово-ров Российской Федерации с ее субъектами Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С. 15-21..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.