Рефераты. Исследование исковой давности

Среди сроков осуществления гражданских прав значительное место занимают гарантийные сроки.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя.

В правовой теории нет единого понимания сущности гарантийных сроков. С технико-экономической стороны гарантийный срок следует понимать как технически обоснованный срок безотказной службы изделия и отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например до первого капитального ремонта. Это различие важно иметь в виду, т.к. срок службы изделия обычно больше гарантийного срока, он устанавливается самими изготовителями и согласуется с потребителями. Срок службы товара исчисляется со дня его продажи потребителю, а если его установить невозможно - со дня изготовления. В целях обеспечения возможности использования товара по назначению изготовитель обязан организовать ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такового - в течение 10 лет с момента передачи товара потребителю (ст. 5, 6 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Таким образом, под сроком службы товара понимается срок, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

С юридической стороны, гарантийный срок - это юридический факт, с которым закон связывает определенные юридические последствия, представляющий собою период времени, имеющий значение лишь в сочетании с другими юридическими фактами. Например, обнаружение недостатков в приобретенной (отремонтированной) вещи в течение гарантийного срока влечет за собой определенные последствия. В отношение продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, устанавливаются сроки годности, по истечении которых товар считается непригодным к использованию по назначению (п. 1 ст. 472 ГК РФ). Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается (п. 2 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Продавец обязан передать товар покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Срок годности товара исчисляется со дня его изготовления и определяется либо периодом времени, в течение которого пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Особенности гарантийных сроков:

- гарантийный срок является одним из условий, определяющих содержание гарантийной обязанности, и если они устанавливаются диспозитивной нормой закона, то допускается превышение их длительности по соглашению сторон;

- гарантийный срок - составная часть обязательства, поэтому он не может быть ни удлинен, ни восстановлен судебным решением, т.к. это решение составляло бы акт неправомерного вмешательства суда в область гражданских правоотношений;

- исполнение ограниченной гарантийным сроком обязанности после истечения срока может считаться действительным лишь при том условии, что оно было совершено сознательно, в чем проявилось соглашение сторон о продлении срока гарантийной ответственности, выраженное в несловесных (так называемых "конклюдентных") действиях;

- гарантийный срок не подлежит перерыву предъявлением иска как давностный и не приостанавливается в случаях, указанных правилами исковой давности.

Необходимо различать законный и договорный гарантийные сроки.

Законная гарантия - ручательство продавца (подрядчика) за отсутствие в товаре (работах, услугах) в момент его передачи недостатков, снижающих стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре.

Ее сущность состоит в том, что товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству в момент их передачи покупателю

Договорная гарантия - дополнительное обязательство, по которому продавец ручается, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение определенного времени (гарантийного срока).

Согласно п. 1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» законный гарантийный срок применяется в течение шести месяцев, если гарантия не предусмотрена договором. Продавец товара может установить только дополнительные гарантийные сроки на товар и они должны быть более шести месяцев.

Истечение гарантийного срока лишает управомоченное лицо права требовать от обязанной стороны безвозмездного устранения недостатков товара, его замены или расторжения договора. Яхнина Н.А. Значение гарантийных сроков в повышении качества продукции. М.: Изд -во «ЭЛИТ», 2008. С. 98 -100.

Согласно ст. 470 ГК РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли продажи. Поскольку договор розничной купли-продажи, как правило, - договоры присоединения, условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в них соответственно устанавливается продавцом товара. При этом согласно Кодексу в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

Если продавец в нарушение указанного выше правила определит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель предоставляет гарантию в 6 месяцев, а продавец в 30 дней), то независимо от закрепленного продавцом срока потребитель вправе предъявить к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»), если недостатки выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (в данном случае шесть месяцев).

Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Порядок и сроки удовлетворения требований потребителя, а также ответственность за нарушение этих сроков должны определяться на основании Закона.

Если на товар гарантийный срок не установлен, то учитывая нормы пп. 1,2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона «О защите прав потребителей», требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю (а в отношении недвижимого имущества не позднее двух лет со дня передачи его потребителю). Вострикова Л. М. Гарантийные сроки в хозяйственном обороте. М.: Изд -во «Феникс», 2008. С. 59. При определении разумности сроков следует исходить из гарантийных сроков, закрепленных государственными стандартами, а если они не установлены - из показателей долговечности товара, определенных нормативами о стандартизации.

В соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ при расторжении договора купли-продажи покупатель по требованию продавца и за его счет должен вернуть полученный товар ненадлежащего качества. При этом возврату подлежит весь товар (основное изделие, комплектующие части и принадлежности за исключением упаковки и быстро изнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы и прийти в негодность в процессе эксплуатации).

При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Пропуск срока на предъявление претензии за ненадлежащее качество товара согласно Закону может быть признан необоснованным.

В случае передачи товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель в течение гарантийного срока, установленного в законе или договоре, в праве по своему выбору требовать:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов на устранение недостатков товара (п.1 ст. 503 ГК РФ).

Помимо требований о замене товара покупатель может потребовать и полной компенсации убытков, причиненных нарушением договорных условий о качестве товара.

Отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа не может служить для отказа в защите его права. На основании ст. 159, 493 ГК РФ потребитель вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний.

Гражданский кодекс РФ отказался от термина «гарантийные» применительно к срокам годности и хранения, устранив тем самым терминологическую неточность (ст. 472 ГК РФ).

Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 472, 473 ГК РФ).

Кодекс регулирует только случай, когда срок годности товара определен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но отступление от закона и иных действующих обязательных правил при этом недопустимо.

Согласно ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» под сроком годности следует понимать период, в течение которого товар (работа) является безопасным и пригодным для использования по прямому назначению. К такому сроку относятся как срок годности, устанавливаемый на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы), так и срок службы, устанавливаемый на товар (работы), предназначенный для длительного использования.

Срок службы товара - это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При этом гарантийный срок безотказной службы изделия следует отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например, до первого капительного ремонта. Это различие важно иметь в виду, потому что срок службы изделий обычно больше гарантийного.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.