Рефераты. Исполнительные органы общества: конфликт между Законом "О хозяйственных обществах" и трудовым законодательством

Исполнительные органы общества: конфликт между Законом "О хозяйственных обществах" и трудовым законодательством

1

Исполнительные органы общества: конфликт между Законом "О хозяйственных обществах" и трудовым законодательством

Отношения в хозяйственных обществах и товариществах регулируются не только Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК) и Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон), но и иными актами законодательства Республики Беларусь, регламентирующими различные виды правоотношений, в которые вступают названные коммерческие организации. Причем если речь идет о трудовых отношениях в хозяйственных обществах и товариществах, то, безусловно, приоритет в их регламентации имеет Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) и иные акты трудового законодательства.

В то же время в ходе функционирования хозяйственных обществ возникает немало ситуаций, в которых налицо конфликт нормативных установлений трудового законодательства и законодательства о хозяйственных обществах.

Отметим, что отношения членства (участия) в хозяйственных обществах и товариществах не являются трудовыми отношениями, а следовательно, регулируются исключительно законодательством о хозяйственных обществах и товариществах, но не законодательством о труде. Однако, если речь идет о трудовой деятельности участника хозяйственного общества или товарищества в своем юридическом лице, наблюдается обратная картина. В частности, в соответствии со ст. 4 ТК трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, регулируется самим ТК и иным законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов (участников) организаций по сравнению с законодательством о труде) может устанавливаться в учредительных документах и локальных нормативных актах этих организаций. Последнее положение означает, что белорусский законодатель предоставляет возможность, например, вводить дополнительные льготы участникам хозяйственных обществ и товариществ, которые состоят с указанными юридическими лицами в трудовых отношениях. Это особенно важно по отношению к полным товарищам в полных и коммандитных товариществах. Однако даже применительно к названным видам юридических лиц белорусское законодательство не смешивает трудовые отношения полных товарищей с соответствующим товариществом и гражданско-правовые отношения участия полных товарищей в определенном товариществе.

Одна из важных проблем, в рамках которой "пересекаются" трудовое законодательство и законодательство о хозяйственных обществах, связана с определением границ ответственности руководителей хозяйственных обществ и членов их коллегиальных исполнительных органов.

Дело в том, что ГК (п. 3 ст. 49) и Закон (ст. 33) предусматривают ответственность членов органов хозяйственного общества перед таким обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном учредительными документами хозяйственного общества и законодательством. При этом белорусский законодатель подчеркивает, что не несут ответственности члены органов хозяйственного общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимавшие участия в таком голосовании, а также в иных случаях, установленных законодательством.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает возможность взыскания убытков, причем как прямого ущерба, так и упущенной выгоды, с виновных в их причинении членов органов управления хозяйственного общества, в частности его руководителей.

Ответственность руководителя организации 1  , в том числе хозяйственного общества или товарищества, предусматривает и трудовое законодательство. Однако в силу ст. 256 ТК руководитель организации несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации. То есть с точки зрения трудового законодательства Республики Беларусь, с руководителя организации, в том числе руководителя хозяйственного общества, возможно взыскать лишь реальный ущерб, но не упущенную выгоду.

Таким образом, налицо конфликт между трудовым законодательством и законодательством о хозяйственных обществах, который, по нашему мнению, не имеет прямого решения в белорусской правовой системе. Ведь, несмотря на то что ТК, как отмечено выше, в сфере регламентации трудовых отношений обладает более высокой юридической силой по сравнению с Законом, он имеет меньшую юридическую силу по сравнению с ГК в сфере регламентации имущественных отношений, а вопросы взыскания убытков, безусловно, относятся и к имущественным вопросам. Нельзя решить указанный конфликт и исходя из так называемого принципа приоритета специальной нормы, в силу которого специальная норма обладает большей юридической силой по сравнению с общей нормой. В данном случае сложно определить, рассматриваемые отношения ближе к трудовым отношениям или к отношениям участия в хозяйственном обществе, связанным с органами управления последнего. Иными словами, неясно, какую норму следует считать "более специальной".

ТК содержит специальную главу 18, в которой отражены особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Положения указанной главы согласно ст. 252 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником ее имущества или индивидуальным предпринимателем. Из этого следует, что нормы главы 18 ТК действуют и в отношении руководителей и членов правления (дирекции) хозяйственных обществ. Исключение составляют случаи, когда полномочия исполнительного органа общества по решению общего собрания его участников переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Исходя из положений ст. 254 ТК, трудовой договор с руководителем хозяйственного общества заключается органом, уполномоченным собственником имущества общества (таким органом является либо общее собрание участников, либо совет директоров (наблюдательный совет), на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. То есть трудовое законодательство предусматривает заключение с руководителем любой организации, в том числе и хозяйственного общества, трудового договора в обязательном порядке на определенный срок.

Закон же данный вопрос никак не регулирует, указывая лишь в ст. 54, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или члены коллегиального исполнительного органа избираются общим собранием участников или советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с учредительными документами хозяйственного общества. При этом договор (контракт) с избранным лицом заключается и подписывается от имени хозяйственного общества председателем общего собрания участников, на котором избрано соответствующее лицо, или иным физическим лицом (участником), уполномоченным решением этого собрания, а в случае, если в хозяйственном обществе образован совет директоров (наблюдательный совет), - председателем совета директоров (наблюдательного совета) или иным его членом, уполномоченным этим советом. О сроке заключаемого договора в Законе ничего не сказано.

Таким образом, исходя из приоритета норм ТК в регламентации трудовых правоотношений следует признать, что бессрочный трудовой договор (трудовой договор на неопределенный срок) с руководителем хозяйственного общества заключен быть не может. Белорусское право допускает заключение с руководителем хозяйственного общества либо срочного трудового договора, либо контракта. В правовой системе Республики Беларусь это разные правовые явления, которые регулируются различными правовыми актами, а именно: срочный трудовой договор - ТК, контракт - Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее - Декрет № 29). При этом на контракт распространяет свое действие и ТК в части, не урегулированной Декретом № 29.

Обратим внимание, что в случае, если с руководителем хозяйственного общества заключается контракт, то в соответствии с Декретом № 29 срок указанного контракта не может быть менее 1 года. Если же с руководителем заключается срочный трудовой договор, то срок такого договора в силу ст. 17 ТК не может быть более 5 лет (указанный предел правоприменительная практика распространила и на контракт).

Трудовой договор (контракт) с руководителем имеет свои особенности.

Так, ст. 255 ТК запрещает руководителю организации выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Помимо этого, законодатель указывает, что руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.

Между тем часть 6 ст. 54 Закона предусматривает, что совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается в порядке, установленном учредительными документами либо с согласия общего собрания участников хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Таким образом, налицо очередная коллизия между ТК и Законом: первый вообще запрещает штатное совместительство, второй же допускает его применительно к занятию должностей в органах управления иных организаций при соблюдении требований учредительных документов. 2  

Указанная коллизия, на наш взгляд, должна разрешаться в пользу нормы ТК в силу того, что в Законе возможность применения нормы ст. 54 оговорена лишь в случае, если иное не предусмотрено законодательными актами. Трудовой кодекс как раз и является законодательным актом, "предусматривающим иное", а именно устанавливающим вышеприведенный запрет.

В то же время, если исходить из такого толкования, норма ст. 54 Закона в свете присутствующего в ТК общего запрета становится попросту бессмысленной, поскольку применить ее будет невозможно ни в каком случае. Подобный подход идет вразрез с принципом "корректности законодателя" и базисным посылом, согласно которому законодатель не создает "пустых" (нереализуемых) норм. Следовательно, нужно попытаться найти иное объяснение.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.