Рефераты. Институт хозяйственных договоров в гражданском праве

Однако поставка товаров в данном случае является более широким Понятием, включающим в себя оптовую торговлю для предложения товара к продаже в розницу. Данная позиция распространена в юридической литературе.

Существенное условие договора поставки товаров отдельными пар-тиями -- период поставки (ст. 508 ГК).

Если законом предъявляются обязательные требования к качеству поставляемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответст-вующий этим обязательным требованиям. По соглашению между про-давцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора по-ставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

3.2. Договор контрактации

Особый вид договора на реализацию товара, заключаемого между субъектами предпринимательства, -- договор контрактации.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сель-скохозяйственную продукцию заготовителю лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

Стороны данного договора -- продавец -- производитель сельско-хозяйственной продукции и покупатель-- заготовитель этой про-дукции.

В качестве продавца-производителя выступают сельскохозяйствен-ные коммерческие организации: хозяйственные общества и товарище-ства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хо-зяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по про-изводству (выращиванию) сельскохозяйственной продукции.

Покупателем-заготовителем по данному договору может быть ком-мерческая организация или индивидуальный предприниматель, осу-ществляющие предпринимательскую деятельность по приобретению (закупке) сельскохозяйственной продукции для ее последующей пере-работки либо продажи (например, молочные заводы, мясокомбинаты, фабрики по переработке шерсти, предприятия оптовой торговли в сфере потребкооперации и др.).

В отличие от договора поставки по договору контрактации продавец обязан произвести (вырастить) сельскохозяйственную продукции для того, чтобы ее продать покупателю (заготовителю).

3.3. Договор поставки товаров для государственных нужд

Договор поставки товаров для государственных нужд -- один из видов предпринимательских договоров по реализации товаров, на-правленных на обеспечение потребностей государства.

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на ос-нове государственного контракта на поставку товаров для государст-венных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Государственными нуж-дами признаются определяемые в установленном законом порядке по-требности Российской Федерации или субъектов Федерации, обеспе-чиваемые за счет бюджетов и внебюджетных источников финансиро-вания.

Государственный контракт на поставку товаров для государствен-ных нужд (далее -- государственный контракт) -- соглашение сторон, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары го-сударственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государ-ственный заказчик -- обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).

В качестве продавца (поставщика-исполнителя) по данному дого-вору выступают субъекты предпринимательства, признанные победи-телями торгов, проводимых в целях размещения государственных за-казов, либо принявшие к исполнению доведенный до них госзаказ.

Государственными заказчиками являются федеральные органы ис-полнительной власти, федеральные казенные предприятия или госу-дарственные учреждения, выполняющие функции управления в соот-ветствующей сфере.

Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд осуществляется также на основании норм специальных законов: Закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Закона «О федеральном государственном резерве», Закона «О государственном оборонном заказе» и некоторых других.

Особенностью данного договора является то, что товары приобре-таются заказчиком не для личного, семейного, домашнего потребле-ния, а для потребностей государства. Однако субъект предпринима-тельства -- поставщик по договору получает прибыль именно от про-фессиональной деятельности по реализации таких товаров.

Заключение государственного контракта обязательно для постав-щика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказом будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, за исключением казенного предприятия. Если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контрак-та с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкур-са, для государственного заказчика является обязательным.

При уклонении стороны, для которой заключение государственно-го контракта обязательно, от его заключения государственный заказ-чик вправе обратиться в суд с иском о понуждении этой стороны за-ключить государственный контракт.

Глава 4. Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользова-ние.

4.1. Договор аренды предприятия

Реализация подобного рода предпринимательских отношений воз-можна посредством использования определенных разновидностей до-говора аренды.

Наиболее типичными для предпринимательской деятельности яв-ляются договор аренды предприятия и договор финансовой аренды (лизинга).

Договор аренды предприятия -- соглашение сторон, по которому арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользо-вание за плату предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входя-щие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топли-ва, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие дея-тельность предприятия, и другие исключительные права, а также усту-пить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию (п. 1 ст. 656 ГК).

Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (ли-цензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче арендатору, если иное не установлено законом или иным пра-вовым актом.

Арендодателями предприятия, как правило, выступают лица, осу-ществляющие предпринимательскую деятельность, являющиеся его собственниками, а также Мингосимущество РФ, органы управления муниципальным имуществом.

Арендаторы по данному договору -- субъекты предпринимательст-ва (коммерческие юридические лица и индивидуальные предпринима-тели), так как аренда предприятия предназначена для предпринима-тельской деятельности.

Закон предъявляет требования к форме договора аренды предпри-ятия, несоблюдение которой влечет недействительность договора.

Последний должен быть заключен в письменной форме путем состав-ления одного документа, подписанного сторонами. Кроме того, он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ст. 658 ГК).

Пример из арбитражной практики по данному виду договора приведен в приложении № 1.

4.2. Договор финансовой аренды

Договор финансовой аренды -- соглашение сторон, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное аренда-тором имущество у определенного им продавца и предоставить арен-датору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (ст. 665 ГК).

Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непо-требляемые вещи, используемые для предпринимательской деятель-ности, кроме земельных участков и других природных объектов. Ис-ходя из этого, договор лизинга заключается только с предпринима-тельской целью и, соответственно, между субъектами предпринимательской деятельности.

В качестве арендодателей (лизингодателей) выступают лизинговые компании, создаваемые различными структурами: производителями техники и оборудования, банками и др.

Лизинговые компании (фирмы) -- коммерческие организации (ре-зиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Феде-рации), выполняющие в соответствии со своими учредительными до-кументами функции лизингодателей и получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (ли-цензии) на осуществление лизинговой деятельности (ст. 5 Федераль-ного закона «О лизинге»).

Заключение

Договор известен с давних времен и прошел длительный пе-риод развития. В доперестроечный период, несмотря на много-численные указания в партийно-правительственных документах о необходимости повышения его роли в экономике, совершенст-вовании договорной работы, функции договора сводились по су-ществу к конкретизации, детализации показателей, установлен-ных в плановых актах.

В условиях рыночной экономики роль договора необычайно велика. Система договоров становится ядром рыночного механиз-ма, дополняемым иными методами регулирования Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991. С. 150.

.

За это время существенно изменилась экономическая и правовая ситуация в России. Такие изменения влекут за собой и необходимость создания необходимых правовых условий существовании института договоров.

И в этом очень важную роль играют источники регулирования договоров - федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

Источниками регулирования договоров являются также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, име-нуемые «иными правовыми актами»; они не должны противоре-чить ГК и законам (п. 3 ст. 3 ГК РФ). Основное назначение указов Президента РФ -- оперативное регулирование соответствующих отношений, не урегулированных законом. Постановления Прави-тельства РФ, содержащие нормы гражданского права, могут быть изданы на основании и во исполнение ГК, иных законов, указов Президента РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.