Рефераты. Иностранные предприятия как субъекты налогообложения

- граждане либо подданные иностранного государ-ства;

- лица без гражданства (подданства).

Исходя из приведенной выше легальной классифи-кации, выступающие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков физические лица под-разделяются на два вида:

- физические лица - налоговые резиденты Респуб-лики Беларусь;

- физические лица - налоговые нерезиденты Рес-публики Беларусь.

Физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии с п. 1 ст. 17 НК признаются физические лица, которые фактически на-ходились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. Физические лица - нере-зиденты Республики Беларусь - лица, находящиеся на территории Республики Беларусь менее 183 дней в ка-лендарном году. В развитии данной нормы следует констатировать, что требования по уплате налоговых платежей могут быть предъявлены к нерезидентам Республики Беларусь (граждане либо подданные ино-странного государства, а также лица без гражданства (подданства), которые фактически находились на тер-ритории Республики Беларусь менее 183 дней в кален-дарном году) лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории. Налогооб-ложение же доходов, полученных нерезидентами из других источников, выходит за рамки компетенции Республики Беларусь [5, с. 86].

Следует обратить внимание, что в качестве физиче-ского лица как субъекта налоговых отношений НК вы-деляет индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 19 НК). Для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям отнесены и частные нотариусы.

В соответствии с действующим законодательством плательщики имеют следующие права (ст. 21 НК):

- получать от налоговых органов по месту поста-новки на учет бесплатную информацию о дейст-вующих налогах, сборах (пошлинах), актах налого-вого законодательства, а также о правах и обязанно-стях плательщиков, налоговых органов и их должно-стных лиц;

- получать от налоговых органов и других уполно-моченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налого-вого законодательства;

- представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

- использовать налоговые льготы при наличии ос-нований и в порядке, установленных налоговым зако-нодательством;

- на зачет или возврат излишне уплаченных, а так-же излишне взысканных сумм налогов, сборов (по-шлин), пеней в порядке, установленном налоговым за-конодательством;

- присутствовать при проведении налоговой про-верки;

- получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

- требовать от должностных лиц налоговых орга-нов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении платель-щиков;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- обжаловать решения налоговых органов, дейст-вия (бездействие) их должностных лиц;

- на возмещение убытков, причиненных незакон-ными решениями налоговых органов, неправомерны-ми действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщики имеют также иные права, установ-ленные налоговым законодательством.

В соответствии с положениями ст. 22 НК платель-щики обязаны:

- уплачивать установленные налоговым законода-тельством налоги, сборы (пошлины);

- стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательст-вом;

- вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

- представлять в налоговый орган по месту поста-новки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

вести учет дебиторской задолженности и при на-личии задолженности по уплате налогов, сборов (по-шлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

представлять в налоговые органы и их должност-ным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), под-лежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, и в тамо-женные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необхо-димые для налогообложения. Обеспечивать должност-ным лицам налоговых органов, прибывшим для прове-дения выездной налоговой проверки, возможность осу-ществления их прав и обязанностей, включая предостав-ление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налого-вой проверки, возражения по этому акту представ-ляются в срок, установленный налоговым законода-тельством;

выполнять законные указания налогового, тамо-женного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

а) об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке (для белорусских организаций - о счетах в Республике Беларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций - о счетах в Республике Беларусь и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь) - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;

б) об участии в белорусской или иностранной организации - в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;

в) о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателям - о прекращении предпринимательской деятельности - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

г) об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

д) об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгал-терского учета, учета доходов (расходов) и иных объ-ектов налогообложения, других документов и сведе-ний, необходимых для налогообложения;

обеспечивать, если иное не установлено законо-дательством, наличие документов, форма которых ут-верждена уполномоченными государственными орга-нами, о приобретении товарно-материальных ценно-стей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах про-дажи, а также документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи;

при реализации товаров (работ, услуг) за на-личный расчет обеспечивать прием наличных де-нежных средств в порядке, определяемом законодательством;

- являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных налоговым законодательством,. удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

- выполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством.

1.2. Принципы налогообложения иностранных предприятий

На налогообложение иностранных предприятий оказывает влияние не только внутреннее законодательство, но и международные правила и принципы. С учетом обширной международной практики и на основании документов, выработанных авторитетными международными организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международным валютным Фондом (МВФ) и другими - сложились определенные правила проникновения иностранного предпринимательского капитала в национальную экономику.

Первое правило: «право входа» или «право допуска». Его цель - защитить национальные интересы и национальный рынок. Исходя из этого, многие страны закрепляют в своих законах определенные отрасли исключительно за национальным капиталом [10, с. 111].

Второе правило: режим иностранного капитала должен быть не дискриминированным и справедливым. Это означает, что иностранные и отечественные инвесторы должны иметь равные права как на стадии инвестирования, так и функционирования. Чтобы иностранные инвесторы не оказались в менее защищенном положении, чем местные, необходимо, чтобы их имущественные интересы были надежно защищены.

Третье правило: возможность экспроприации односторонних изменений или прекращение контракта. Согласно разработанному ОЭСР документу под названием «Многосторонние и региональные инструменты для сотрудничества по прямым зарубежным инвестициям» страны - члены ОЭСР обязаны в течение 60-ти дней сообщать обо всех принимаемых мерах, считающихся исключением из принципа национального режима. Но при этом сохраняется право каждого государства устанавливать условия, в соответствии с которыми иностранные инвесторы могут действовать в рамках национальной юрисдикции. Подтверждается также правило, согласно которому такие фирмы обязаны подчиняться законам страны, в которой они действуют. Вышеуказанное полностью относится к налогообложению иностранных инвесторов.

Кроме того, применяемые налоговые нормы различаются в зависимости от того, является ли инвестор резидентом или нерезидентом данного государства. При этом единообразия в критериях определения резидентства нет. Ими могут быть место инкорпорации, т.е. первоначальной или основной регистрации, местоположение основной производственной деятельности. Органов фактического управления и контроля и т.п. В качестве резидентов иностранные инвесторы полностью подпадают под налоговую юрисдикцию принимающей стороны. В странах, использующих критерий резидентства, в отношении юридических лиц, осуществляющих там какую-либо деятельность или получающих доходы из источников в этих странах, предусматривается применение различного налогового режима в зависимости от того, является ли данное юридическое лицо резидентом с точки зрения налогообложения в данной стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.