Рефераты. Информация как объект гражданского права

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В условиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все более важное значение приобретает защита коммерческой тайны.

Под информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну, в самом общем значении понимаются сведения, имеющие служебный и коммерческий характер. Подобного рода сведения нельзя сводить только к сделкам, заключаемым с третьими лицами в сфере приобретения материалов и сырья для производства продукции, получения необходимого финансирования, реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг. Понятие коммерции в данном случае шире и включает в себя наряду со сделками также вопросы, связанные с учреждением и управлением организацией или занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. 139 ГК РФ информация может рассматриваться как составляющая служебную или коммерческую тайну при соблюдении трех условий. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Во-вторых, к ней не существует свободного доступа на законном основании. И в-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видно, содержание приведенных условий заключается в установлении правового режима пользования служебной и коммерческой информацией. О сведениях, составляющих содержание служебной и коммерческой информации, в данном случае вообще речи не идет. Соответственно, в ст. 139 ГК РФ используется терминология служебной и коммерческой тайны.

Сведениям, являющимся содержанием коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвящена отсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющих содержание коммерческой информации, а сведений, которые не должны составлять содержание коммерческой информации и быть предметом ее тайны. Такие сведения могут устанавливаться лишь законом и иными правовыми актами, но не локальными правовыми нормами и распоряжениями собственника информации или должностными лицами организации - обладателя информации.

Конкретные элементы содержания коммерческой информации (перечни сведений) обычно устанавливаются самими юридическими лицами (собственниками или производителями информации, не являющимися собственниками документированной информации). Делается это, как правило, в форме решений, приказов, распоряжений, иных локальных актов, принимаемых органами управления соответствующих юридических лиц.

Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации

Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.

В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также произошли определенные изменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" и п. 2 ст. 1099 ГК РФ: "моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом". Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию - ст. 1100 ГК РФ) Е. Хохлов. «Комментарий к новому закону об информации» "Корпоративный юрист", N 1, январь 2007 г. С. 5..

Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за:

- нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);

- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);

- изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);

- умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);

- непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);

- непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);

- нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);

- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);

- незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);

- сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

- невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);

- сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременном массовом заболевании животных (ст. 10.7);

- самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст. 13.1);

- воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

- нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);

- воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);

- нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);

- непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6) и др.

Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Федеральному закону "О рекламе". Согласно КоАП РФ, использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).

Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого правонарушения, как "непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации" Е. Хохлов. «Комментарий к новому закону об информации» "Корпоративный юрист", N 1, январь 2007 г. С. 5.. Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любого уровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимо от того, к какой форме собственности оно относится. Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.

В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное представление информации, как установлено ст. 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.

Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически аналогична объективной стороне преступления ("отказ гражданину в предоставлении информации" - ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие (отсутствие) такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно - причинению вреда.

Иное правонарушение - демонстрирование фашистской атрибутики или символики карается административным штрафом в размере от пяти до десяти МРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3). Примечательно, что как установлено КоАП РФ, привлечение к ответственности возможно только в случае, если целью демонстрации была пропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке положительное решение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, если доказано наличие цели демонстрации фашистских символов. Однако, только по итогам правоприменительной практики - в отсутствие соответствующей конкретизации в законодательстве - можно будет судить о том, в каких случаях демонстрация будет признаваться целенаправленной. Опять же, подобная ситуация может негативно отразится на взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.