Рефераты. Информация как объект гражданских прав

Информация как объект гражданских прав

Информация как объект гражданских прав

Зверева Елена Арсеньевна, судья Арбитражного суда г. Москвы, председатель судебного состава этого суда. Кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву.

Родилась 26 января 1958 г. в Москве. Окончила ВЗЮИ. С 1975 г. работает в Арбитражном суде г. Москвы.

Награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Автор ряда статей в юридических журналах и книги "Ответственность предпринимателя за нарушение договорных обязательств".

Статья 128 ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.

Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских прав, отличного от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ.

Этот факт не всегда получает адекватное отражение в специальной литературе и правотворчестве. Точка зрения о том, что информация может в определенном отношении рассматриваться как объект права собственности, высказывается с большей или меньшей категоричностью рядом специалистов. Как правило, она вытекает из отрицания необходимости строгого разграничения между такими понятиями, как информация, с одной стороны, и информационные ресурсы, с другой стороны.

Указанная точка зрения находит свое выражение и в правовых актах. Так, например, в п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" информационные ресурсы г. Москвы определяются как "информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы". Тем самым информация, во-первых, отождествлена с информационными ресурсами (в связи с чем утрачивает смысл формулировка "независимо от способа ее представления, хранения или организации"), во-вторых, отнесена к объектам права собственности. Между тем, по смыслу ст. 209 ГК РФ, объектом собственности может быть только имущество, к каковому информация, в соответствии с перечнем видов объектов гражданских прав, данным в ст. 128 ГК РФ, не относится.

Согласно дефинициям ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация - это "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (абз. 2); информационные ресурсы - это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" (абз. 7). На первый взгляд здесь информация не отождествляется с информационными ресурсами, которые определяются как документы в составе информационных систем. Однако, вводя в этой же статье Федерального закона понятие "документированная информация", связывающее два предыдущих понятия, законодатель отождествляет его с понятием "документ": "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (абз. 4), - тем самым фактически становясь на позицию отнесения информации (по крайней мере, в той ее части, которая представлена в виде документов) к объектам имущественных прав. Следовательно, определяя собственника информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения как субъекта, в полном объеме реализующего полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами (абз. 11), законодатель фактически признает за ним право собственности на информацию.

Такая позиция не согласуется не только с концепцией информации как особого объекта гражданских прав, выраженной в ст. 128 ГК РФ, но и с объективными свойствами информации, присущими ей в силу ее природы, а также с обычным словоупотреблением.

Обобщая результаты научных исследований информации, можно выделить следующие сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования и функционирования:

системный характер информации, проявляющийся в том, что информация выступает средством системной организации материи, а кроме того, и сама предполагает системную организацию;

субстанциональная несамостоятельность информации, проявляющаяся в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя;

преемственность информации, связанная с ее субстанциональной несамостоятельностью и проявляющаяся в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательный характер, что обеспечивает преемственность состояний, как на физическом, так и на информационном уровне;

неисчерпаемость информации, проявляющаяся в том, что информация при передаче информации от одного носителя к другому может остаться на первом носителе, иными словами, ее количество не уменьшается в результате использования. Вследствие этого информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной;

трансформируемость информации, т.е. возможность передавать одно и то же содержание в разной форме;

универсальность информации, проявляющаяся в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности;

релевантность информации, понимаемая как комплексное качество, характеризующее степень соответствия информации потребностям системы.

В социальных системах перечисленные основные свойства информации принимают более сложные формы, чем в физических и биологических системах, что обусловлено принципиально новым уровнем сложности самих социальных систем, к каковым относятся социальные группы, отдельные человеческие индивиды как члены этих групп, а также коллективы, организации и общество в целом.

Будучи одним из субстанциальных свойств, атрибутов материи, наряду с временем и пространством, информация по самой своей природе не может быть отнесена к имуществу и соответственно не может быть объектом имущественных правоотношений.

Смысл включения информации в перечень объектов гражданских прав раскрывает ст. 139 ГК РФ, предусматривающая защиту служебной и коммерческой тайны. Законодатель не определяет содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень, поэтому к коммерческой тайне могут быть отнесены любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но также в торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других законов, в частности Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с последующими изм.) (ст. 10, 15), Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с последующими изм.) (ст. 40, 47, 58).

В части 1 ст. 139 ГК РФ перечислены условия отнесения информации к служебной или коммерческой тайне: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. По смыслу этой нормы ясно, что первые из двух перечисленных в ней признаков должны быть соединены разделительным союзом "или". Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя это и не исключено).

Таким образом, гражданско-правовой смысл понятий коммерческой и служебной тайны различен, что не мешает объединить их в родовое понятие конфиденциальной информации, которое помимо них охватывает и некоторые другие виды информации, отличные как от коммерческой, так и от служебной тайны (примером такой информации может служить личная или семейная тайна). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 и включает 6 видов информации, различающейся по своему предметному содержанию. Это: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Исключения из общей нормы ст. 149 ГК РФ устанавливаются законом или иным правовым актом. Так, Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" к ним, в частности, отнесены: сведения, содержащиеся в учредительных документах хозяйственных обществ; сведения по установленным нормам отчетности о планово-хозяйственной деятельности; сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов, нарушения антимонопольного законодательства, и др. Предприятия и предприниматели обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие виды документов:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.