Рефераты. Иерархическое строение сферы права

В своих отношениях с государством личность выступает в качестве гражданина. Понятие «гражданин» раскрывает специфические политико-юридические свойства личности, занимающие важное место в ее общей структуре, в ее социальных характеристиках. Личность есть субстрат тех общественных отношений, в которых протекает ее жизнедеятельность. Государство, разумеется, не сможет абстрагироваться от потребностей человека как природного существа, от моральных и культурных характеристик личности, ее психологической структуры. И, несмотря на то что во взаимоотношениях с государством на передний план выступают политико-юридические свойства личности, в них трансформируются и преломляются также все ее иные качества и структурные особенности, и в первую очередь -- ее моральная направленность.

Как известно, структура личности представляет собой единство социально-типичных и индивидуально-своеобразных качеств. В отношениях с личностью государство ориентируется прежде всего на социально-типичные качества, характеризующие ее как представителя определенного класса, социальной общности и т. д. Эти качества формируются под воздействием всех элементов социальной системы -- экономических отношений, политической организации общества, права, морали, культуры, духовного климата, образа жизни -- и выражают те сложные и многообразные общественные связи, в которые включена личность.

Вместе с тем нельзя забывать и о специфике юридических прав и обязанностей, особенностях их воздействия на психологию личности. Эта специфика состоит в том, что, формируясь в общей системе социальных связей, социальных отношений, они официально закрепляются государством и обеспечиваются государственно-правовыми методами воздействия. Права и обязанности органично включены в общественные связи, в различные виды социальной деятельности людей. Они помогают личности осознавать свое место в общей системе социальных связей и оказывать воздействие на их дальнейшее развитие: опосредуют и регулируют правовые связи, которые представляют собой форму социальных связей, выражающую практические, субъективно мотивированные зависимости между личностью, обществом и государством, между различными людьми.

С социально-психологических позиций права и обязанности включаются в психологию личностей, социальных групп и классов. Преломляясь через психологию личности, права и обязанности опосредуют объективную действительность и индивидуальный опыт личности, тем самым способствуя переводу социального в индивидуальное. Специфика опосредования объективной действительности в системе прав и обязанностей состоит в том, что оно осуществляется в результате действия нормативных предписаний и выбора личностью отношения к правам и обязанностям, реализуемым в практической деятельности. Права и обязанности -- это неотъемлемый компонент правового общения людей, в процессе которого происходит трансформация социального, выступающего как система нормативов, адресуемых поведению людей, в индивидуальное, т. е. психологическое осмысление, и переработка социального коллективного в личностную плоскость.

Личностное отношение к правам и обязанностям -- это проявление степени усвоения социального, выражаемого в характере принимаемых решений, в мотивах, способах и средствах реализации юридических нормативов. Перевод юридических прав и обязанностей в личностную сферу, их усвоение -- одна из важнейших форм социализации личности.

Однако права и обязанности входят в структуру личности не механически, а в преобразованном виде, в форме психологических феноменов. Интерпретация прав и обязанностей показывает сложность взаимодействия объективного и субъективного в структуре личности и на этой основе -- систему взаимосвязанных компонентов внутренней структуры личности, через которую проявляют себя общественные силы.

Основные принципы взаимоотношений государства и личности -- взаимная ответственность, гармоническое сочетание интересов -- опираются на важнейшие категории морали -- социальную справедливость, долг, ответственность, свободу, честь, совесть, гуманизм. Эти принципы выступают и как основания оценок любых конкретных ситуаций, объективирующих взаимосвязи государства и личности. Личность включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, обладающего совокупностью побуждений, интересов и целей, которые во многом определяют характер и направленность ее поступков. Это, конечно, не означает их независимости от воздействия со стороны правовой системы или отдельных ее элементов. В каждой конкретной ситуации сочетание внешних и внутренних факторов может быть различным. Внешняя (т. е. правовая) обусловленность поведения личности зависит в первую очередь от содержания и формы выражения правовых предписаний, от наличия санкций, а также от способности правоприменительных органов гарантировать реализацию этих предписаний при помощи организационных и принудительных мер.

Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая активность проявляется как способ самоактуализации личности, реализации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала.

При оценке личности основную роль играют ее социальное лицо и моральные качества. Для этого необходимо определить некоторые понятия.

Направленность личности -- это совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают качества и формы. Качества направленности -- это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве -- действенность. Формы направленности: мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности -- убеждения. Мировоззрение -- это система взглядов на окружающую человека объективную реальность.

Идеал -- это высшая цель сознательных активных устремлений личности. Часто идеалы выражаются в конкретных образах.

Убеждение определяется сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за него. В структуру убеждений входят компоненты мышления, эмоций и воли.

Качества и формы направленности связаны с опытом и знаниями, навыками, умениями и привычками данной личности. Эта подструктура определяет уровень развития личности.

К основным этическим категориям относятся понятия «долг», «достоинство», «совесть», «честь» и «счастье». Эти понятия имеют тысячелетнюю историю, они разрабатывались в самых различных этических теориях и учениях.

Долг -- буквально означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств при исполнении своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие «долг» довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать, в результате чего у человека появляется обоснованная потребность выполнять свои обязанности. Выполнение долга неразрывно связано с моральными качествами личности, с уровнем общественного сознания.

От понятия «долга» неотделимо понятие «честь». Это понятие в наиболее общем виде выражает общественное значение человека (как личности, гражданина, мастера своей профессии и т. д.). Оно выражает также соответствующее самосознание личности, т. е. стремление поддержать свою репутацию, добрую славу, достоинство. При этом понятия «честь» и «достоинство» неразрывно связаны между собой, второе как бы подтверждает и утверждает первое.

Достоинство и честь представляют собой не только осознание личностью общественной значимости своей профессии, любовь к ней и профессиональную гордость, но и постоянное стремление к нравственному совершенствованию, повышению квалификации и качества работы.

С чувством долга, чести и личного достоинства тесно связано понятие совести. В понимании совести, в отличие от других категорий морали, представлено внутреннее нравственное самосознание, сознание моральной ответственности человека за свое поведение, оценка своих мыслей, чувств и поступков сообразно с действующими в обществе нравственными нормами. Совесть -- это внутренний нравственный судья человека. Совесть сочетается с такими социальными ценностями, как честность и правдивость, справедливость и нравственная чистота, уважение прав других людей и своих обязанностей.

Заключение

С первых стадий цивилизации право (разумеется, со многими различиями в разных странах) так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер -- публичного и частного права.

Публичное право -- это область «государственных дел», т. е. само устройство и сама деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, регулирование аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовное преследование и ответственность и т. д.; словом, институты, построенные на началах власти и подчинения, на отношениях субординации.

Частное (гражданское) право -- это область «частных дел», т. е. статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования и др.; институты, построенные на началах автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненности между собой.

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.