Рефераты. Гражданство Российской Федерации

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Не случайно поэтому в Законе о гражданстве говорится о документальном подтверждении гражданства.

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (ст. 10).

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. В Конституции РФ и в Федеральном Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ закреплены принципы гражданства Российской Федерации.

Первый принцип - принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности Российская Федерация. Законы. О гражданстве: Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.02 . № 62-ФЗ. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 29 с.. Данный принцип изложен в (ст. 4 ч. 1) Закона 2002 г. о гражданстве, а также в (ст. 19 п.1, 2) Конституции РФ.

Второй принцип - гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения Там же.. Эта норма воспроизведена в Законе 2002 г. о гражданстве (ч. 2. ст. 4) и Конституция РФ (ст. 6). Что это значит?

Прежде всего, единство и равенство гражданства следует понимать в том плане, что все лица, имеющие гражданство России, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства. Категория единства и равенства применяются к самому гражданину, т. е. начинают действовать после его приобретения. Что касается желающих приобрести российское гражданство, они могут претендовать лишь на равное внимание к себе со стороны российских властей, т. е. к каждому должен быть проявлен индивидуальный подход, допускающий учёт определенных преимуществ в приобретении этого гражданства. Принцип равного гражданства означает отсутствие каких-либо различий в правовом положении лица в зависимости от оснований его принадлежности к гражданству. Не имеет значения, является ли лицо гражданином по рождению или стало им в результате натурализации, т. е. было принято в гражданство. Третий принцип - (принцип непрекращения состояния гражданства По Пафнутьеву А.И. Институт гражданства Российской Федерации (конспект лекций)) проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (ч. 3.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве. Данный принцип говорит о том, что предусмотрено сохранение гражданства Российской Федерации за лицами, проживающими за её пределами, - ни само по себе проживание, ни его длительность не прекращают этого гражданства. Четвёртый принцип - гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его Российская Федерация. Законы. О гражданстве: Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.02 . № 62-ФЗ. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 29 с.. Данная норма права зафиксирована в (ч. 4.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве и (ст. 6 п. 3) Конституции Российской Федерации. Правило о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства, было введено Законом о гражданстве 1991 г. впервые в отечественной истории. Лишение гражданства - это действие государства в лице его компетентного органа, прекращающего своим актом без учета воли гражданина его правовую связь со своим государством. Как говорилось в первом разделе книги, лишение гражданства - мера конституционно-правовой ответственности, конституционно-правовая санкция. Как правило, она применялась вопреки желанию лица прекратить гражданство своего государства. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. По Закону СССР 1938 г. лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка - даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы - давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан.

Пятый принцип - гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (ст. 4 ч. 5) Закона 2002 г. о гражданстве. Конституционно закреплён этот принцип в (ст. 61) Конституции Российской Федерации.

В юридическом смысле данный принцип особенно проявляется в двух гарантиях:

· невозможность высылки;

· невозможность выдачи другому государству.

Первая гарантия - невозможность высылки - была поднята на конституционный уровень при реформе Конституции РСФСР 1978 г., проведенной Законом от 21 апреля 1992 г. Родилась такая норма, конечно, с учетом печального опыта 70-х гг., когда лица, критически настроенные к режиму, так называемые диссиденты, по решению «компетентных властей» выдворялись из страны, чаще всего с одновременным лишением их гражданства СССР. Укоренившийся в стране политический плюрализм, возможность свободной критики различных сторон сняли вопрос об этой дискриминационной мере. Но чтобы исключить ее возникновение в будущем, конституционно запрещена сама возможность высылки из страны граждан Российской Федерации.

Что касается другой гарантии - невозможности выдачи другому государству - Конституция пошла здесь дальше Закона о гражданстве 1991 г. Последний определённым образом допускал такую выдачу - п. 3 ст. 1 гласил, что гражданин РФ «не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора» Российской Федерации. Конституция не называет никаких условий возможной выдачи и однозначно запрещает её. Отказ от выдачи нельзя понимать как неуважение нашей страны к интересам других государств. Может получиться так, что гражданин РФ, будучи за границей, совершил преступление, которое раскрылось после его отъезда. Хотя в этом случае гражданин не будет выдан, власти Российской Федерации должны содействовать расследованию преступления, включая возможность приезда иностранных следователей для допросов. Со своей стороны власти должны также возбудить уголовное дело и привлечь гражданина к ответственности, если аналогичное преступление есть в Уголовном кодексе РФ. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника.

Шестой принцип - Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 6) Закона 2002 г. о гражданстве.

По Федеральному закону 2002 г. (ст. 5) гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Закона (1 июля 2002 г.);

б) лица, которые приобрели российское гражданство в соответствии с настоящим законом (после 1 июля 2002 г.).

В данном принципе уточнено: во-первых, что Россия проводит такую политику лишь в отношении тех лиц без гражданства, которые проживают в нашей стране; во-вторых, не затрагивается такой аспект, как приобретение ими иностранного гражданства. Эта норма означает, что Россия соблюдает международную Конвенцию о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.

Седьмой принцип - наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (ст. 4 ч. 7) Закона 2002 г. о гражданстве.

Данные принципы гражданства Российской Федерации относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ) и основополагающим способом закреплены в Федеральном Законе 2002 г. о гражданстве.

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства Авакьян С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - Москва, Изд-во: Юристъ, 2008г., 612с.. В теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за её пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству. В этом отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личностью, о поглощении личности государством, которое рассматривалось как всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделёнными взаимной ответственностью. Закон СССР о гражданстве 1990 г., принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в правовом акте сформулировал понятие гражданства, наполнив его при этом новым содержанием, сходным с тем, которое дано в российском законе. Однако в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства. Последним свойствен правовой, а не политический характер.

Конституция РФ и Федеральный закон о гражданстве устанавливают те общие начала, которые определяют главные сущностные черты отношений гражданства, т. е. принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства (ст. 6 Конституции и ст. 4 Закона).

Реализация принципов гражданства Российской Федерации в Федеральном Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» существует, но не в полном объеме. По-моему мнению, Российская Федерация стоит на пути к идеальной реализации принципов гражданства. Российская Федерация стремится к идеалу вообще, как в конституционно-правовом аспекте, так и в других аспектах. На мой взгляд, разработка и принятие Федерального Закона «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» является ещё одним достижением на пути к идеалу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права человека его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Социальная и правовая защищенность человека, в конечном счете, определяется условиями экономического и культурного развития общества. Права человека это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов. В соответствии с Конституцией России общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Поэтому даже в тех случаях, когда общепризнанная норма международного пава, относящаяся к правам человека, не предусмотрена законодательством, другими нормативными актами России либо противоречит им, то действует норма международного права. В этом случае норма международного права имеет прямое действие. Права человека важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности: правовой статус личности понятие более широкое, включающее общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные номами международного права и Конституцией Российской Федерации. Элементом правового статуса личности является предусмотренная указанными нормами правоспособность и дееспособность физических лиц. Права человека определяют правовой статус личности в обществе. Государство обязано учитывать требования обеспечения и охраны прав человека во всех случаях правотворческой и правоприменительной деятельности. Существенным элементом правового статуса личности является гражданство. Институт гражданства представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности и гарантия его свобод. Оно первооснова взаимоотношений человека и государства. Это связано с тем, что объем прав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они присущи лишь гражданам соответствующего государства. Гражданство является обязательным обстоятельством, которое необходимо учитывать при характеристике правового статуса физического лица как субъекта права. Гражданство означает официальную принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, издание избирательной комиссии Нижегородской области, 2005 г., 64 с.

2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02 . № 62-ФЗ. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 29 с.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - Москва, Изд-во: Юристъ, 2008г., 612с.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - Москва: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2007г. - 608 с.

5. Пафнутьев А.И. Институт гражданства Российской Федерации (конспект лекций)

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.