Рефераты. Гражданское право как отрасль права

в) применение обычая делового оборота ограничено рамками предпринимательской деятельности;

г) названное правило поведения не предусмотрено законодательством;

д) обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе.

Лишь такие обычаи по прямому указанию закона применяются в качестве правовой нормы. При этом обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п.2 ст.5 ГК РФ).

От обычаев следует отличать обыкновения. Деловые обыкновения, под которыми понимаются устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения, приобретают юридическую силу лишь в таких случаях, когда государство правовым актом прямо санкционирует их, либо если стороны прямо договорились им руководствоваться. Например, «Правила толкования международных торговых терминов Инкотермс» 2000г., содержащие неофициальную систематизацию торговых обыкновений, приобретают юридическую силу только в случае ссылки на них партнеров по договору.

Нормы морали и нравственности сами по себе не являются источниками гражданского права. Однако отсюда не следует, что они вовсе не имеют значения для гражданского законодательства. Будучи закрепленными в соответствующих актах, они приобретают силу правовых установлений. Но даже и тогда, когда они прямо не отражены в законодательстве, нормы морали и нравственности важны для уяснения смысла гражданского законодательства, а следовательно, и для правильного применения содержащихся в нем норм. Например, нормы морали и нравственности способствуют правильному истолкованию ст. 169 ГК (о ничтожной сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основе обобщения материалов практики дают руководящие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. Такие разъяснения обычно выражаются в виде постановлений судебных пленумов.

Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ признаются источниками официального толкования нормативно-правовых актов и обязательны для применения соответственно системами судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Однако высшие судебные органы не могут устанавливать новые нормы, а правомочны лишь разъяснять, толковать действующие нормативные установления. Поэтому постановления судебных пленумов, при всей их важности для правоприменительной практики, не являются источниками гражданского права.

Нельзя признать в качестве источника гражданского права и постановления Конституционного Суда РФ по результатам проверки конституционности актов гражданского законодательства или их отдельных положений, поскольку постановлением Конституционного Суда РФ можно лишь отменить ту или иную норму гражданского права, но нельзя создать новую.

Не является источником гражданского права и судебная практика, под которой понимается сложившееся единообразное решение судами той или иной категории дел. Вместе с тем судебная практика обеспечивает единообразное понимание и применение гражданского законодательства судебными органами, законность и правопорядок в обществе.

4. Понятие гражданского законодательства и его система

Категорией гражданского законодательства охватывается не вся совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения, а лишь часть из них - законы.

Мы будем рассматривать термин «гражданское законодательство» в широком смысле, охватывающем не только законы, но и иные нормативно-правовые акты в области гражданского права.

Отметим, что гражданское законодательство находится исключительно в ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ). Это означает, что нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, могут быть приняты лишь на федеральном уровне.

Они расположены по определенной строго иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства.

Представим такую иерархическую структуру нормативно-правовых актов, содержащих нормы гражданского права схематично:

Высшей юридической силой обладает Конституция РФ. Являясь основным законом нашей страны, она содержит нормы различных отраслей права, в том числе гражданского. Так, важнейшие положения, касающиеся регулирования отношений собственности на территории РФ, закреплены в ст. 35-36 Конституции РФ. Принципиальное значение имеют нормы, провозглашающие право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, охрану достоинства личности и других личных нематериальных благ (ст. 20-25 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы дифференцируются на федеральные конституционные и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Они имеют большую юридическую силу по сравнению с федеральными законами. Федеральные законы не могут им противоречить.

Особое место в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах должны ему соответствовать. Таким образом, нормы ГК РФ имеют приоритет по отношению к нормам иных законов.

В настоящее время действуют четыре его части: часть первая от 30 ноября 1994 г. введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки; часть вторая от 26 января 1996 г. вступила в силу с 1 марта 1996г., часть третья от 26 ноября 2001 г. вступила в силу с 1 марта 2002г., часть четвертая от 18 декабря 2006г. вступает введена в действие с 1 января 2006г.

Часть первая ГК охватывает общие положения, право собственности и другие вещные права, общую часть обязательственного права. Ее структура в целом опирается на объективно сложившуюся систему гражданского права.

Часть вторая ГК является необходимым развитием части первой. Она представляет собой раздел IV Гражданского кодекса "Отдельные виды обязательств" и включает 31 главу. Каждая глава содержит нормы об одном из видов договоров (купля-продажа, аренда, подряд, перевозка, заем и кредит, банковский счет, простое товарищество и т. д.) или внедоговорных обязательств (действие в чужом интересе без поручения, публичный конкурс, обязательства из причинения вреда, обязательства вследствие неосновательного обогащения). Одним из структурных принципов части второй ГК является выделение в ней общих норм, характерных для всех разновидностей наиболее значимых и типичных договоров. В результате таким договорам, как купля-продажа, аренда, подряд, хранение, посвящено по одной главе, в рамках которой выделены общие положения и параграфы, содержащие специальные установления об отдельных разновидностях каждого из названных договоров.

Часть третья ГК содержит два раздела: раздел V «Наследственное право», который устанавливает основы правового регулирования наследственных правоотношений и раздел VI «Международное частное право», который содержит коллизионные нормы в области частного права.

В четвертой части ГК РФ, содержатся нормы, регламентирующие права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Гражданский кодекс Российской Федерации занимает особое место в системе гражданского законодательства. Как отраслевой кодифицированный законодательный акт он призван обеспечить единообразное правовое регулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений в рыночных условиях хозяйствования, закрепить наиболее важные, принципиальные нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, либо на определенные их типичные группы.

Наряду с ГК РФ систему гражданского законодательства образуют иные федеральные законы, законы РФ и РСФСР (действующие в редакции федеральных законов, принятых позднее), регулирующие гражданские правоотношения. Например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998 . N 7, ст. 785; Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ.1996. N 3.Ст. 145; Закон РФ от 29 мая 1992г. № 2872-1 «О залоге» // Российская газета. 6.06.1992г. и другие.

Необходимо обратить внимание на то, что и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательство Союза ССР, действующее на территории Российской Федерации в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы", 3 марта 1993 г. "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" применяются лишь постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ.

Кроме федеральных законов, определяющих гражданский оборот, соответствующее место принадлежит подзаконным нормативным актам: указам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, актам федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных агентств, федеральных служб).

Названные нормативные акты выполняют свою, специфическую регулятивную функцию. Указами Президента могут быть урегулированы отношения, не урегулированные законами. При этом нормы указов не должны противоречить нормам закона.

Постановления Правительства РФ могут приниматься на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, Указов Президента РФ. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае они в соответствующей части не подлежат применению.

Согласно п. 7. ст. 3 Гражданского кодекса РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать ведомственные акты, содержащие нормы гражданского права. Указанное право подвергнуто достаточно жесткой регламентации: такие акты издаются лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, иными законами и другими правовыми актами (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации). Нормативные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Такие акты должны быть опубликованы не позднее 10 дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не подлежат применению как не вступившие в силу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.