Рефераты. Государство как субъект международного частного права

Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые эконо-мическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, россий-ским гражданам в иностранном государстве предоставляется возмож-ность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных госу-дарствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в от-дельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имуще-ственных прав.

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического ли-ца, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распре-деления прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет своё содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение о выборе правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц: согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного государства.

«Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на-логов; создания ее стороны государства правового регулирования в от-ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского - применимо французское право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран-ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изме-няют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую на-циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су-ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз-ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособ-ность (личный статус) юридических лиц.

В юридической литературе в качестве разновидности юридичес-ких лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто назы-вают «международные юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п. Международное частное право. Учебное пособие под. Ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Юристь. 1993.

В связи с этим необходимо заметить, что само по-нятие «международные юридические лица» является условным и его ис-пользование в МЧП не всегда считается обоснованным. Дело в том, что «международность» - это категория, показывающая наличие «иност-ранного элемента». В транснациональных корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии, имеющих об-щую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине ин-корпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учиты-вая это, терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительствен-ными организациями. Созданные на территории определенного государства, они подчиняются правовому регулированию, установленному зако-нодательством этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организацион-но-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Белая книга российских спецслужб. Международная неправительственная науч-но-исследовательская и образовательная организация «РАУ-Корпорация». М.: Агентство «Обозреватель», 1996.

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Понятие «иностранные юридические лица» закрепляется в Федераль-ном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой дея-тельности» от 13 октября 1995г.: согласно ст.2 иностранными юридичес-кими лицами признаются юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного госу-дарства, в котором они учреждены.

Другими словами, иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность которых определяется по иностранному праву.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который исполь-зуется при регулировании валютных правоотношений. К нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодатель-ством иностранных государств с местонахождением на их территории; предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, либо полно-стью принадлежащие иностранным инвесторам, которые учреждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том случае, если предприятие осуществляет свою деятельность за пределами терри-тории России не менее одного года, и другие образования, перечень ко-торых содержится в Приложении № 1 к письму ЦБ РФ «Порядок опре-деления резидентов и нерезидентов в Российской Федерации» от 18.06.1996г.

Таким образом, анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характе-ра правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Следовательно, в це-лом, все иностранные юридические лица могут осуществлять на террито-рии Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать раз-личного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция, № 2, 1997, с.44. При этом никакого офи-циального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов дея-тельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения, (что предусматривается для иностранного юридичес-кого лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранных юридических лиц открывая, на террито-рии России представительства и филиалы, посредством которых соответ-ствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйст-венную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иност-ранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц обрываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и ор-ганизации, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридичес-кого лица. Предусмотрен срок, на который может открываться предста-вительство: этот срок не превышает трёх лет.

В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положе-ние о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации пред-ставительств иностранных кредитных учреждений. Разрешение на от-крытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком на три года.

2. В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридиче-ского лица. Это не значит, что государство с государством не может за-ключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами между-народного публичного права. В случае возникновения спора, он будет ре-шаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Приме-нимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о вы-боре «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства -- обладанием государственным суверенитетом как признаком, характери-зующим государство. Государственный суверенитет означает верховен-ство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пре-делах своей территории и компетенции, независимость одного государст-ва от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регули-ровании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенст-ва государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других междуна-родных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.