Рефераты. Государство и религия

Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия. Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» Цицерон. Диалоги. О Государстве. О законах. М., 1966. С. 20..

Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Чернова О.В. Социальная политика государства и благотворительность в изменяющейся России/Государственная власть и местное самоуправление. 2007 № 1./Правовая система КонсультантПлюс.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:

"уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;

все большее преобладание республиканской формы правления;

эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни.

В передовых демократических странах в области политико государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции:

государство все больше становится "государством человека", в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

все общество, а не только государственная - выступает в качестве правового;

утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии - парламент, свободные выборы, муниципальное самоуправление, референдум;

усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Развитие государства происходит неразрывно с развитием права. В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:

· законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом);

· общепризнанные принципы и нормы международного права;

· юридический прецедент (судебный и административный);

· религиозные источники (священные писания, книги, трактаты);

· правовой обычай;

· нормативный правовой договор;

· доктрина, или юридическая наука.

Рассмотрим религиозные источники, Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являются одним из древних источников права и сохраняют свое значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране - собрании изречений пророка Мухаммеда, ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения мы находим в строфах Корана (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Это строфы (их определенное количество), которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)3. Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - сборник преданий о пророке Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником мусульманского права считается иджма (или единое соглашение мусульманского общества), которая используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Четвертый источник - кияс, или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2004. С. 223-224.

Таким образом, государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. Государство и право развиваются неразрывно друг от друга. Религия, на определенном этапе развития, заменив обычай и традиции, стала основной частью права (средневековье), в современных светских государствах она существует рядом с государством и правом, оказывая моральное воздействие. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

Глава 2. Религия

2.1 Возникновение религии

Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).

Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.

В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.

Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат) Пичелкин А.С. Общая теория права М. 1995г, с.117.

2.2 Христианство в России

Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:

судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;

право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);

судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.

С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.

В Башкортостане православные христиане появились в середине 16 века, во второй половине 17 века на территории Башкортостана появились католики и старообрядцы, в 1-й половине 19 века духовные крестьяне, в начале 20 века баптисты, меннонисты и евангельские христиане, позже - пятидесятники, адвентисты седьмого дня и свидетели Иеговы. В 90-е годы зафиксированы Церковь Христа, мормоны и Новоапостольская церковь. В современном Башкортостане преобладающими христианскими направлениями являются русское православие и баптизм. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 627.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.