Рефераты. Государство и общество: процессы взаимодействия

Публичная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие важнейшие элементы, как:

определение целей и приоритетов развития общества;

разработка и планирование политической стратегии;

анализ и оценка затрат по альтернативным программам и политикам;

обсуждение и консультирование;

выбор и принятие государственных решений;

контроль и оценка исполнения;

мониторинг общественного мнения и т. д. [6, с. 371].

Большим влиянием в современной политической науке пользуется теория публичного (социального) выбора. Она активно используется для описания публичной политики, позволяя создать логическую картину поведения авторов при выборе публичных целей, когда ориентация на максимизацию собственной выгоды сочетается с институциональными и идеологическими факторами в деятельности государства.

Многочисленные современные исследователи в области публичной политики пришли к выводу, что сфера публичной политики не свободна от идеологического влияния, хотя это не означает, что она может быть реализована вне фактора общественного согласия. В данном случае общественное согласие это и есть коллективный выбор, результат согласия общества и государства. В общественном выборе воплощается воля общества по основополагающим для него проблемам, к которым относятся: благосостояние, сочетание личных и общественных интересов, индивидуальных и коллективных ценностей, индивидуальной свободы и принуждения, индивидуальной и коллективной безопасности.

В рамках теории социального выбора подчеркивается, что публичная политика становится результатом взаимодействия общества и государства в направлении и реализации общественных интересов, что это результат коллективного выбора. Общество выбирает политический курс, политическую линию, оно выбирает главные политические фигуры. При этом необходимо подчеркнуть, что, рассматривая публичную политику в рамках данной исследовательской парадигмы, исследователи ставят вопрос о внешней и внутренней обусловленности коллективного выбора. Коллективный выбор рассматривается как выбор эндогенный, т. е. внутренне обусловленный, поэтому любой политический курс является результатом определенного взаимодействия между гражданами-избирателями и теми, кто принимает политическое решение.

В сфере публичной политики всегда есть внешние силы, которые принимают форму принуждения. Это институты и идеология. Принимая экзогенную по отношению к обществу обусловленность, они имеют тенденцию к усилению автономии и самостоятельности по отношению к обществу. Если эта тенденция усиливается, искажается социальный выбор, ибо меняется отношение внутренней и внешней обусловленности этого выбора. Теория социального выбора утверждает, что необходимо анализировать поведение граждан и факторы, которые влияют на выбор [8, с. 76].

Между политическими институтами, политическими фигурами идет борьба за влияние на выбор избирателя, при этом следует отметить, что многие факторы затрудняют общественный выбор, в том числе отсутствие достоверной информации, наличие принуждения.

Исследования публичной политики и демократии за последние три десятилетия показали, что при всех возможных детерминантах или факторах выбора политического курса существует тесная зависимость между политическим режимом и ориентацией государства на удовлетворение общественных потребностей.

Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера внутренней и внешней политики государства. Стержнем государственного управления становится ориентация на демократическое устройство общества, эффективное государство, расширение сферы политики до-уровня публичной политики.

В развитии Республики Беларусь можно обозначить три главных направления, которые должны составить содержание современного этапа развития страны по пути углубления взаимодействия общества и власти.

Первое. Всемерное расширение сферы открытости и прозрачности государственной политики, ибо в демократическом государстве она открыта обществу, обращена к обществу, подлежит критике и общественному обсуждению. Отсутствие публичности в политике, по сути дела, исключает общество из диалога с властью и тем самым формирует несбалансированную модель взаимодействия власти и общества.

Второе. Повышение эффективности государственного управления, так как именно государство призвано представлять общие интересы граждан, и государство в современных условиях является главным субъектом управления обществом.

Третье. Усиление ориентации государства на максимальное удовлетворение потребностей всех групп общества, формирование интересов, которые могут стать базой национального согласия граждан Республики Беларусь [6, с. 373].

Еще в глубокой древности Ликург сказал, что трое составляют сущность государственного строя: правитель, судья и частный человек. Это его высказывание можно отнести и к современному образу правления. Без государственной воли демократия невозможна. Перефразируя слова Ликурга, можно сказать, что только там будет демократия, где правитель и частный человек, то есть гражданин, идут навстречу друг другу. В современном мире главы государств играют огромную роль в демократическом развитии своих стран. Воля главы государства к тому, чтобы наполнить закон правовым содержанием, то есть, таким содержанием, которое соответствует правам человека, воля к тому, чтобы Конституция страны была незыблемым началом ее жизни, являются важнейшей гарантией демократии в любом государстве.

Заключение

Для удовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества. В публично-правовой сфере среди них наиболее заметны государственно-политические институты власти, управления, представительства интересов, государственной службы, информации и коммуникации, связей с общественностью, нахождения общественного согласия и преодоления конфликтов, и др.

Социальный механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации, может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы -- решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

Система представительства интересов в государственном управлении включает две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы. Первая - политическое представительство, оформленное через прямое и опосредствованное участие населения в органах государственной власти, в том числе и их представителей, политическое лидерство и т.п. Вторая - разветвленные связи, прямо не опосредствованные политическими выборами, между государством и группами интересов, - функциональное представительство. Содержание и характер представительства отличается большим разнообразием. Важно отметить связь и отличие двух видов представительства: в одном оно реализуется через участие индивида в политической жизни, а в другом - посредством деятельности специально созданных для достижения определенных интересов групп. Оба вида тесно взаимосвязаны и только в своей совокупности решают проблему адекватного взаимодействия общества и государства.

Значение институтов социально мотивированного представительства заключается в стимулировании приспособления управленческих механизмов государства к сдвигам в гражданском обществе, что способствует более адекватному учету возрастающего плюрализма социальных групп и их предпочтений. Смысл института представительства интересов в системе государственного управления в том и состоит, чтобы в обществе, разделенном на множество социальных сил и интересов, обеспечивать определенную согласованность, целесообразность, осознанную скоординированность публичного поведения и деятельности людей, способствуя гармонизации общественных отношений в их поступательном развитии.

Публичная политика представляет собой особый род ак-тивности государства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения. Харак-тер публичной политики тесно связан с уровнем демократизма полити-ческой системы. Именно для демократических государств характерным является ориентация публичной политики на максимальное удовлетво-рение интересов всего населения.

В развитии Республики Беларусь можно обозначить три главных направления, которые должны составить содержание современного эта-па развития страны по пути углубления взаимодействия общества и власти:

- всемерное расширение сферы открытости и прозрачности государственной политики;

- повышение эффективности государственного управления.

- усиление ориентации государства на максимальное удов-летворение потребностей всех групп общества, формирование интересов, которые могут стать базой национального согласия граждан Республики Беларусь.

Процесс совершенствования государственного управления является концентрированным выражением осознания значимости деятельности общества по овладению знаниями о закономерностях управляющего воздействия государства в обеспечении общественного развития. Динамизм общества, сложность, многогранность решаемых им задач предъявляют особые, повышенные требования к государственному управлению, которое должно не только соответствовать их уровню и масштабности, но и в известной степени опережать его развитие с тем, чтобы создавать для него благоприятные организационные и функциональные предпосылки. А для этого процесс совершенствования государственного управления должен быть планомерным, непрерывным, систематичным, научно обоснованным, практически реалистичным и качественно результативным. В этом смысле представляется, что именно содержание и организация данного процесса есть условие и фактор эффективной реализации социальных ресурсов государственного управления. Поэтому без преувеличения можно утверждать, что уровень, качество и эффективность государственного управления, на что решающее влияние оказывает «человеческий фактор», дают важнейший источник социальной модернизации и выступают движущей силой дальнейшего развития и общества, а в нем человека, и государства, а в нем гражданина.

Список литературы

1. Антонова Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С.; Под ред. Н.Б, Антоновой. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2004. - 191 с.

2. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб.пособ. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - 302 с.

3. Василенко И. А. Административно-государственное управление в стра-нах Запада: США, Великобритания, Германия, Франция: Учебное пособие. - М., 1998. - 224 с.

4. Государственное управление. Основы теории и организации: В 2-х т. / Под ред. В.А. Козбаленко. - М.: Статут, 2002. - Т. 2. - 590 с.

5. Государственное управление: от философских оснований до созидания сильного и процветающего государства: Монография / Под ред. С.Н. Князева. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2007. - 461 с.

6. Гречнева Е.Ф. Общество и государство: проблемы публичной политики // Новейшая история (1991-2006 гг.): государство, общество, история: Матер. межд. науч.-теор. конф. - Мн.: Бел.навука, 2006. - С. 368-374.

7. Ильин М.В. Государственное управление: Учеб.пособ. / М.В. Ильин, А.М. Разумовский. - Мн.: Част. Ин-т управления и пред-ва, 2004. - 103 с.

8. Ильин М.В. Управленческие процессы и технологии: Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2005. - 223 с.

9. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. - Мн., 2005. - 98 с.

10. Кравченко И.И. Государство и общество // Вопросы философии. - 2007. - № 7. - С. 19-35.

11. Политическое управление: Учебное пособие / Под ред. В.С. Комаровского, С.В. Рогачева. - М., 1999. - 210 с.

12. Теория управления: Учеб.пособ. / Под общ.ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 558 с.

13. Шматко Н. Феномен публичной политики // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 106-112.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.