Рефераты. Государство и его функции

Принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение - такой метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения.

Степень принуждения может быть разной. Среди методов принуждения могут быть и выговоры по службе, и штрафы за нарушение правил дорожного движения, и уголовные наказания за преступление в отношении общества, государства, личности. Экономические методы принуждения - это методы косвенного воздействия (например, высокие налоговые ставки).

Некоторые правоведы дают другие классификации методов осуществления функций государства. Например профессор В. Е. Чиркин выделяет методы экономические, административные и идеологические. По его мнению, в некоторых случаях методы различаются в зависимости от деятельности государства на международной арене и внутри страны, иногда в зависимости от особенностей государственного управления, понимаемого в широком смысле этих слов, например, методы административной деятельности коренным образом отличаются от правосудия. Также различают демократические и авторитарные методы осуществления функций государства[3, стр. 110-114].

Таким образом, можно сделать следующие краткие выводы:

1) цели и задачи государства неразрывно связаны с его функциями, задачи находят свое выражение в функциях государства.

2) функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства, а значит и изменениями в мире; функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства;

3) цели, задачи и функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих;

4) нет абсолютно точной формулировки определения функций государства;

5) классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние; однако и у этого подхода существуют критики; также неоднозначно отношение ученых к делению функций на основные и неосновные, однако такая классификация стала в той же мере общепринятой, насколько стала общепринятой её спорность; кроме того в последнее время появились новые критерии классификации согласно территориальному принципу, принципу разделения властей;

6) в процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие -- углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи -- возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

2. Цели, задачи и функции государства в современных условиях

В этом разделе я проанализирую цели, задачи и функции Республики Беларусь, в качестве примера современного государства. Как было понятно из выше написанного, у каждого государства цели, задачи и функции отличаются. Поэтому считаю правильным изучить этот вопрос на примере родного государства, чтобы иметь не абстрактные, а точные фактические представления о предмете моей работы.

Стратегическими целями Республики Беларусь являются обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации;

- повышение уровня благосостояния народа;

- развитие демократического социального правового государства;

- формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Основными задачами внутренней политики Республики Беларусь являются:

- обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, общественных и государственных интересов;

- проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики;

- поддержание инфляции на уровне, не препятствующем эффективному развитию национальной экономики;

- развитие конкурентоспособных секторов и отраслей национальной экономики;

- активизация инвестиционной деятельности;

- формирование промышленного потенциала, основанного на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологиях, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров и услуг;

- активизация инновационной деятельности;

- освоение в производстве передовых национальных и зарубежных технологий;

- развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

- увеличение продолжительности жизни граждан и снижение смертности;

- оптимизация миграционных процессов;

- обеспечение рациональной занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

- обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- обеспечение государственной поддержки малообеспеченных групп населения;

- создание необходимых условий для формирования духовно богатого и физически здорового человека, улучшения его жилищных условий;

- обеспечение доступности медицинской помощи;

- обеспечение развития всех форм и видов образовательной деятельности;

- обеспечение общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах;

- обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов;

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация), создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства Республики Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение комплексного устойчивого развития регионов;

- обеспечение права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь[2].

Также, основные цели, задачи и функции изложены в Конституции Республики Беларусь.

Цель: Статья 21: Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.(…)

Задачи и внутренние функции:

Статья 13: (…) Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. (…) - экономическая функция.

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. (…) - правоохранительная функция.

Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. - культурно- воспитательная функция.

Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.(…) - социальная функция.

Статья 46. (…) Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. - экологическая функция.

Статья 47. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. - социальная функция.

Статья 48. Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. - социальная функция.

Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. - политическая функция.

Внешние функции Республики Беларусь, изложенные в Конституции Республики Беларусь:

Статья 18. Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство -- нейтральным. - функция поддержания мира[1].

Стратегические цели Республики Беларусь на международной арене -- защита государственного суверенитета и территориальной целостности; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

1) содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

2) равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

3) создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

4) формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

5) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

6) содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

7) содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

8) расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

9) привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

10) участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека[10].

Задачи государства в социальной сфере:

1) Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

2) Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту[11].

Таким образом, Республика Беларусь - относительно молодое, развивающееся государство, его задачи и функцией со временем меняются, появляются новые задачи, отмирают выполненные старые.

Государство ставит задачи, которые наиболее соответствуют требованиям времени. Много внимания уделяется решению социальных, экологических, экономических и других задач.

Заключение

У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) цели, задачи или функции.

Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

В процессе исторического развития государства в его функциях, целях и задачах происходят изменения: одни из них отпадают, другие -- углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи -- возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

2. Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. №60-З; текст по состоянию на 5 декабря 2007 года. - 32с.

3. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. - Минск: Амалфея, 2002. - 688 с.

4. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск : Амалфея, 2007. - 480 с.

5. Жигуленков, М. В. К вопросу о понятии "функция государства"/ М. В. Жигуленков // Право и политика. - 2001. - №5. - с.13 - 15.

6. Матузов, Н. И. Теория государства и права: курс лекций/ Н.И. Матузов и А.В. Малько.- Москва, Юрист, 2001. - 776 с

7. Теория государства и права: учебник/А.С. Пиголкин [и др.]; под общ. ред. А. С. Пиголкина . - Москва : Городец 2003. -544с.

8. Хвостов, В.М. Общая теория права: элементарный очерк/В. М. Хвостов. - С.-Пб.: Н. П. Карбасников, 1914. - 155 с. - репринтная копия

9. Государство и право. Понятие и предмет теории государства и права[электронный ресурс]. - режим доступа - http://jurisprudentsia.ru/?p=25. - Дата доступа - 25.04.2010.

10. Официальный интернет-портал министерства иностранных дел Республики Беларусь. - режим доступа - http://www.mfa.gov.by/ru/foreign-policy/general/d60121f67587ca3c.html. - Дата доступа - 25.04.2010.

11. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. - режим доступа -http://www.president.gov.by/press23866.html . - Дата доступа - 25.04.2010.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.