Рефераты. Государственный строй Афин и Древнего Рима

Ареопаг - учреждение, выросшее из совета старейшин родовой эпохи. Этот орган с момента своего создания задумывался как защитник и представитель интересов верхушки афинского общества.

Трудно в точности разграничить права и функции этого органа, т.к. они не были ясно определены, что могло способствовать расширению сферы его влияния. Однако с уверенностью мы можем говорить о неограниченных политических правах: ареопагу принадлежала высшая контролирующая власть над действиями должностных лиц, народным собранием, т.к. он пользовался правом veto по отношению к постановлениям народного собрания. Кроме того, этот орган обладал и судебными функциями. Таким образом, ареопаг влиял на весь ход государственной жизни. Многие из тех прав, которыми пользовался ареопаг - особенно право veto - лишь тормозили дальнейшее развитие уже окрепнувшей демократии и казались анахронизмом.

Таким образом, чтобы нанести окончательный удар по аристократической партии, необходимо было лишить ее той опоры, какую она находила в ареопаге. Таким ударом стала осуществленная в 462 г. до н.э. реформа Эфиальта, которая лишала ареопаг политических функций, сохраняя только судебные по следующим делам: преднамеренное убийство, нанесение ран и увечий, поджоги, отравления, дела о нечестии, ненадлежащее исполнение религиозных обрядов и некоторые другие. В результате этот аристократический орган перестал быть сдерживающей силой, а его политические функции были переданы демократическим органам: народному собранию, гелиэе (народный суд, суд присяжных), совету пятисот.

Теперь в компетенцию гелиэи входила масса дел, суд по которым ранее осуществлял ареопаг. Чтобы обеспечить беспристрастный и справедливый приговор со стороны судей, был принят ряд мер. Возможность подкупа или запугивания устранялась большим числом судей. К тому же дела по секциям распределялись в день суда по жребию так, что судья не знал заранее, в какой секции он будет заседать и какое дело рассматривать. Заседания гелиэи были публичными, что также должно было быть гарантией от каких-либо злоупотреблений властью. Наконец, гелиастов, членов гелиэи, должна была связывать и даваемая ими клятва, в которой они клялись решать дела согласно законам афинского народа, по совести и разумению.

Так же к компетенции народного суда относилось утверждение законопроекта и принятие жалобы на противозаконие. Гелиэе принадлежал решающий голос при раскладке податей с союзников, производившейся каждые четыре года (размер подати - форос). Она утверждала постановления народного собрания о даровании афинского гражданства, осуществляла контроль законности замещения должностей в государстве и имела право отвода в отношении любого должностного лица.

Гелиастов, членов гелиэи было 6000 человек. Все они избирались по жребию - по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 членов в каждой, остальные члены считались запасными.

Наравне с гелиэей наследником прав ареопага был совет 500. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 133. Этот орган свои обязанности выполнял не в полном составе, а через притании (50 человек, избранных от 1 и той же филы). Каждая из 10 пританий работала поочередно в течение 1/10 части года. Совет 500 избирался на 1год.

Совет являлся центральным органом государственного управления, заведовал всеми текущими делами. Он принимал меры против государственных преступников, во многих случаях действовал совместно с присяжными. Так же к его ведению было отнесено изыскание источников государственных доходов, прием пожертвований на государственные цели. К тому же совет производил надзор за общественными постройками, святилищами и празднествами, осуществлял сношения с другими государствами, принимал послов. Не малую роль играл совет 500 и в осуществлении своих полномочий народным собранием, т.к. он давал необходимое предварительное заключение или определение по делу (пробулевма).

Однако все же «державным господином» Там же С. 134. в Афинах был демос, и верховные права принадлежали народному собранию. Оно решало вопросы, касающиеся государственного строя, войны и мира, войска и флота, безопасности страны и снабжения ее хлебом, государственных средств и налогов, построек, культа и т.д.; оно сносилось с другими государствами, заключало договоры, выбирало должностных лиц, предоставляло особые преимущества и награды отдельным лицам и общинам, иногда само судило по обвинению в государственном преступлении, иногда передавало такие дела в гелиэю, обсуждало законодательные вопросы, предоставляя решение о принятии новых и отмене старых законов - «голосование законов». Чем более развивалась демократия, тем больше расширялась компетенция народного собрания, росло его влияние и значение.

Созывались народные собрания пританами, которые и председательствовали в них. Деятельность собрания в течение года была разбита на десять циклов, в каждый цикл, охватывающий примерно 36 дней, проводилось четыре собрания. Чтобы упорядочить его работу на каждое из четырех собраний выносились дела определенного вида. Так на первом собрании каждого цикла рассматривались наиболее важные вопросы: военный, продовольственный, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания должностных лиц. На втором собрании рассматривались ходатайства по личным и общественным делам, а третье и четвертое собрания рассматривали остальные вопросы: международные дела, награждение за заслуги, выборы некоторых должностных лиц. Программа собраний готовилась и обсуждалась советом 500 и объявлялась за 3-5 дней до собрания. Для всех дел требовалось предварительное заключение Совета 500 (пробулевма); заседание начиналось с её прочтения и принесения жертв богам.

Участвовать в народном собрании, говорить в нем и голосовать мог каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20-летнего возраста. Свобода слова, в сущности, была полная, лишь бы оратор не делал предложений, противоречащих закону, не касался предметов к делу не относящихся, не повторял одного и того же и не позволял себе неприличных выражений и действий. Народное собрание считалось действительным при любом числе собравшихся, за исключением решения вопроса об остракизме или перемене законов, где минимальное число собравшихся должно было превышать 6000 человек. Обыкновенно присутствовало гораздо меньше, преимущественно горожане. В IV в. была введена плата за посещение народного собрания. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 135-137.

Правом законодательной инициативы обладал каждый из присутствующих, старше 20 лет. Если народное собрание признавало необходимым внести какое-либо законодательное изменение, то автор законопроекта передавал его текст в совет 500 для предварительного обсуждения и дачи по нему заключения. Одновременно текст помещался не видном месте, чтобы все афиняне могли с ним ознакомиться.

Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующим законам, и об этом не было определенно заявлено, и, если данный закон был вреден для государства. Такая мера предупреждала внесение в совет 500 необдуманных законопроектов, как и существование такой меры как graphe paranomon, преследующей те же цели.

Graphe paranomon (обвинение в противозаконии нового постановления) могло быть возбуждено любым гражданином, и автор отвечал по нему в гелиэйе.

Если жалоба признавалась основательной, автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или смертной казни. Закон отменялся. Лицо, трижды осужденное по graphe paranomon, на будущее время лишалось права законодательной инициативы. Личная ответственность автора истекала по прошествии одного года. В этом случае просто отменялся закон.

Обвинитель, не набравший 1/5 голосов судей, привлекался к ответственности за сутяжничество и штрафовался.

Graphe paranomon предостерегало афинян от внесения легкомысленных и непродуманных законопроектов, а так же позволяло каждому гражданину выступить в защиту существующих законов и всего строя афинской демократии.

Исследуя период наивысшего расцвета афинской демократии, нельзя не упомянуть о заслугах Перикла.

Оценивая роль «вождя афинской демократии», мнения ученых расходятся. Одни предписывают ему великую роль в развитии демократии, а другие видят в нем виновника последующего разложения и упадка афинского могущества. Однако факт остается фактом: времена Перикла - кульминационный пункт в истории афинской демократии. См. Бузескул В.П. Перикл. Историко-критический этюд, 1889. - С. 1-30.

По своему происхождению Перикл принадлежал к афинской аристократии. Он был сыном Ксанфиппа, победителя при Микале, и Агаристы, племянницы знаменитого Клисфена, что давало ему связь по материнской линии с могущественным родом Алкмеонидов. Уже благодаря только происхождению ему заранее был открыт путь к влиянию и широкой политической деятельности.

Начал свою карьеру Перикл воином, а на поприще общественно политической деятельности выступил между 469 и 467гг. до н.э. См. Бузескул В.П. История Афинской демократии, 1909. - С. 148. На первых порах он шел рука об руку со своим единомышленником и другом Эфиальтом. А период единоличного управления государством приходится на времена после решительного столкновения вождя демоса с Фукидидом, представителем аристократической партии.

Разногласия между этими виднейшими государственными деятелями возникли по вопросу расходования союзных денег на укрепление и украшение Афин и о положении союзников в Афинском государстве.

Единомышленники Фукидида выступали против перенесения союзной казны в Афины и настаивали на установлении равноправного положения союзников с афинянами.

Перикл же, указывая на достаточную оснащенность Афин всем необходимым для ведения войны, говорил, что афиняне не обязаны отчитываться перед союзниками за использованные деньги, т.к. они сражаются за них и защищают их от варваров. К тому же он стоял за централизацию, за безусловное главенство и господство Афин над союзниками.

Столкновение разрешилось остракизмом. Партия Перикла одержала верх, а Фукидид был вынужден отправиться в изгнание (443-442гг. до н.э.).

Внутренняя борьба в Афинах прекратилась надолго. В течение целых 15 лет Перикл правит Афинами без соперников, как общепризнанный руководитель государства.

Перикла нельзя назвать военным гением: он не совершал блестящих подвигов, но он обладал такими необходимыми для вождя качествами как безупречное личное мужество, опытность, хладнокровное благоразумие и осторожность. К тому же он был хорошо образованным великим оратором - не малых политических успехов он добился благодаря именно ораторскому таланту. См. Бузескул В.П. Перикл. Историко-критический этюд, 1889. - С. 204.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.