Рефераты. Государственный строй Вавилона

Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной мере сопротивление некоторых сельских общин и племен. Судя по Законам Хаммурапи, они хорошо знали опасность «неподавимых смут, мятежей, ведущих к гибели». В интересах политических стабильности цари вынуждены были предоставить ряд привилегий (освобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах - кудурру («пограничный камень»).

Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое выражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга - творца Вселенной и людей, царя богов.

Государственная администрация Вавилонского царства была главным образом дворцовой и по своим задачам преимущественно финансово-хозяйственной; остальные институты государства только зарождались в самостоятельном виде.

2.2 Государственный строй Вавилона в конце II - первой половине I тысячелетия до н.э.

Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона», однако реального завоевания страны еще не произошло. И лишь разгром, учиненный зетами, способствовал окончательному свержению касситских царей на вавилонском троне.

С начала XVI в. до н.э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н.э. В это время увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «Бэл бити» (господин дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественным повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины.

Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар), не только освобожденные от всех налогов повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем влившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппускому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.

Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н.э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Около 1150 г. до н.э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша. И касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.

Наместником Вавилонии был назначен эламский ставленник, и эламиты продолжали территориальные захваты в районе между Тигром, Диялой и Загросскими горами.

Страна была разделена на 14 административных областей. Столицей государства с конца XII в. До н.э. стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часть своих земельных владений дарили приближенным и храмам. Существовала также земля, являвшаяся частной собственностью отдельных лиц.

В конце IX в. до н.э. ассирийцы захватили весь север страны. Вавилонии пришлось признать над собой власть Ассирии. Жреческие круги, чиновники и купцы вавилонских городов постепенно превратились в прочную опору ассирийского господства, а инициатива в борьбе за независимость страны перешла к халдеям и низам городского населения.

В 729 г. до н.э. Тиглатпаласар III захватил Вавилон, после чего Вавилония лишилась независимости на целое столетие. Однако ассирийский царь воздержался от превращения Вавилонии в обычную провинцию и сохранил за ней статус отдельного царства в рамках большого Ассирийского государства11 История Древнего Востока. М., 1999. - С. 159..

После разгрома Ассирийской державы, захватившей Двуречье, Вавилон на время обретает политическую самостоятельность - образуется так называемое Нововавилонское царство (конец VII в. до н.э.).

Царь новой династии Навуходоносор проводит ряд успешных завоевательных походов, опираясь на воссозданную профессиональную армию (конно-колесничное войско), восстанавливает старые административные традиции Вавилонского царства, ведет широкое строительство в Вавилоне.

После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н.э. вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей.

Тем не менее, в действительности Вавилония лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны принадлежала персидскому наместнику, а важнейшие военные и гражданские должности - знатным персам.

Заключение

Вавилон является одним из государств, которое выросло из протогосударств, образовавшихся на территории Нижней Месопотамии (современный южный Ирак). Первые земледельческие племена стали поселяться в этом районе (в долине нескольких великих плодородных рек) с VI тысячелетия до н.э.

С начала IV тыс. до н.э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования протогосударств В III тыс. до н.э. соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин.

В XXVIII - XXV вв. до н.э. в объединениях формировались признаки протогосударств: возникла надобщинная администрация. Ее представляли эвен - главный жрец храма и правитель, а также совет старейших. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами - это и было первичное объединение - ном. В обязанности правителя входила организация ирригация, а также выдачи из храмовых запасов членам общин через старейшин. Таких объединений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении позиций жреческой администрации во главе с энеси. Опираясь на такого рода хозяйства, энеси все определеннее отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим и основным субъектом власти-собственности.

XXIV в. до н.э. - это время ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей - за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения - аморейских, эламистских и собственно месопотамских. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб или «ворота бога»),

Законченная самостоятельная административная система сложилась в Вавилонском государстве в старовавилонский период и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI - XI вв. до н.э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководителями общин и союзов.

Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и был классическим древневосточным монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивалось обширные хозяйственные функции: На втором месте в вавилонской иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами. Третье место занимал так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полномочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и координировал работу остальных чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями. Замыкал ряд высших должностей начальник дворца - нубанда.

Видное место в судебном устройстве занимал царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.

Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум.

Список литературы

Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.

Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

Васильев Л.С. История Древнего Востока. М., 1999.

Всемирная история. В 24 томах. Т.2. Бронзовый век. Минск, 1996.

Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И. М.: Былина, 1997.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма, 2000.

Древнейшие цивилизации. От Египта до Китая. М., «Ладомир», 1997.

Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья (Шумер). М., 1959.

Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1997.

История Востока. Т.1. Восток в древности. М., 1997.

История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Под общ.ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М, НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1999.

История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первых очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. М., 1983.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1. М.: Остожье, 1998.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1998.

Шейнина О. Вавилонский царь Хаммурапи и его закон // История. 2001. № 11.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.