Рефераты. Государственный служащий: понятие и правовой статус

1.остается несбалансированным профессиональный состав государственных служащих из-за оттока специалистов в коммерческие структуры;

2.усиливается диспропорция в возрастном составе чиновников;

3.существенно не меняется престиж государственной службы;

4.сохраняется преобладание чиновников с непрофильным образованием;

5.нарастает тендерная диспропорция среди руководителей государственных органов (в сторону увеличения численности мужчин);

6.служебный рост госслужащих в большой степени зависит от личных оценок их деятельности руководителями;

7.частые реорганизации ведут к неоправданным увольнениям чиновников;

8.работа государственных служащих недостаточно контролируется со стороны гражданского общества.

Названные проблемы способствуют проявлению в административной среде различных девиаций, самой опасной из которых продолжает оставаться коррупция. Нужно подчеркнуть, что все проблемы и противоречия социальной общности чиновников тесно взаимосвязаны и практически не могут быть решены в отдельности. Поэтому разработана и 15 августа 2001 года утверждена «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», в соответствии с которой разработана и утверждена 19 ноября 2002 года Федеральная Программа «Реформирования системы государственной службы РФ ».

Важным фактором, влияющим на социальный статус государственных служащих, выступает общественное мнение. Будучи совокупностью свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, общественное мнение соизмеряет уровень и результаты управления с потребностями и интересами, идеалами и ожиданиями граждан. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, оно обладает свойством объективно «видеть» социальное явление. Уровень доверия населения к чиновникам, как показывают социологические исследования, недостаточно высок. Социальный статус чиновников тем устойчивее, чем более функционирование администраций направлено на удовлетворение интересов и потребностей именно этой территориальной общности граждан. Зачастую, выполняя указания вышестоящих властных органов, администрация пренебрегает интересами населения. Мнение чиновников значительно расходится с мнением населения при оценке деятельности и эффективности управления. Отчуждение, по мнению граждан, возникает потому, что чиновники руководствуются не интересами рядовых граждан, а своими личными интересами. Сами государственные служащие иначе расставляют для себя иерархию реальных интересов на службе. Разницу между оценками населения и самооценками чиновников можно объяснить рядом причин:

1) население имеет в виду не каких-то конкретных чиновников, а оценивается образ, стереотип;

2) государственная политика в настоящее время оценивается негативно, а так как именно государственные служащие ассоциируются с государством, то недовольство проводимыми реформами переносится на них;

3) в общественном сознании не разграничиваются и не различаются политические силы и чиновничий аппарат, который занимается работой по обеспечению нормального функционирования государственного управления. ГусеваА.С. Служебная карьера/А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов.-М.:Экономика,1998-165с

Государственные служащие являются «заложниками» информационных систем, поскольку большинство граждан имеют очень приблизительное представление о реальной работе органов власти и ориентируются главным образом на оценки журналистов, случайные источники информации и слухи. Создаваемые в государственных учреждениях службы связи с общественностью, в лучшем случае «работают на руководителей».

Классификация государственных служащих

Состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они на неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-53с

1.В соответствии с конституционным принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной ), исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций на должности государственной службы подбираются специалисты - практики и ученые в области государственного управления, информатики, финансов и права.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. Управление требует, прежде всего, способности к комплексному системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция - возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов. Федеральными законами определены требования, предъявляемые к судье и к кандидату на должность судьи.

2. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие делятся на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации.

Общая численность государственных служащих и иных работников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления на начало 2002 г. составила 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная численность государственных гражданских служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти - 315,1 тыс. человек. Собрание законодательства Российской Федерации.№47.ст.4664.2002

3. Если взять за основу такой критерий, как функциональное предназначение и особенности службы по ее видам, то различаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительной службы.

Под государственным гражданским служащим понимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Понятие должностного лица дано в ст. 2.4 КоАП РФ. Объем государственно-властных полномочий государственных служащих определяется положениями о соответствующих государственных органах и их структурных подразделениях и должностными регламентами по каждой должности в отдельности или по типовым должностям государственной службы.

5. Критерием для классификации государственных служащих являются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

Их особенность - присвоение персонально каждому государственному служащему с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (в частности, погон), но и характеризуют их должностное положение, так как соответствующими нормативными правовыми актами устанавливаются перечни должностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этим должностям. Например, Перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 г. Собрание законодательства Российской Федерации.№47.ст.4416.2004

6. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на должности государственной службы на неопределенный срок, на определенный срок, а также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Таким образом, через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лиц, замещающих конституционные должности. Служащие должны соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации, уметь общаться с прессой, владеть методами создания благоприятного отношения граждан к органам управления

2. Общее условия для прохождения государственной службы

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Законом о системе государственной службы Российской Федерации определено, что подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такими формами являются: 1) обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе; 2) первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на должности, замещаемые сотрудниками правоохранительной службы; 3) профессиональная подготовка кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования; 4) послевузовское профессиональное образование; 5) дополнительное профессиональное образование. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ /Д.М.Овсянко.-М.:Юристъ,2007-61с

Подготовка граждан к государственной службе заключается в обучении их знаниям, навыкам и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по замещаемым должностям государственной службы. Для формирования кадрового состава государственной службы особо важное значение имеет профессиональная подготовка граждан в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. Особенностью государственной деятельности в этой сфере является не только то, что она должна осуществляться постоянно и непрерывного, но и то, что она требует тщательного планирования, учета многих факторов, наличия соответствующих образовательных учреждений и немалых затрат государственных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.