Рефераты. Государственный сектор в экономике России: современное состояние и перспективы развития

Государственный сектор в экономике России: современное состояние и перспективы развития

9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Государственное регулирование национальной экономики.

Тема: Государственный сектор в экономике России: современное состояние и перспективы развития

Выполнила студентка

2курса

Специальность 0608у

№зачетной книжки у.6.03.2761

Портнаго Ольга

Николаевна

Санкт-Перербург

2008г.

Введение

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.

Такое определение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность - ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире.

Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия и различна их роль в системе регулирования.

Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимость в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач.

Так, по размеру государственного сектора Швейцария занимает среди развитых капиталистических стран первое место, напротив, размер государственной собственности в Швейцарии относительно не высок. Шведская модель развития экономики строилась на том, что децентрализованное рыночное производство эффективно, и государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, но играет большую роль в распределении и перераспределении государством части прибылей через налоговую систему и государственные расходы.

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что суммарные государственные расходы, включавшие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции. Треть самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения.

Занимая первое место в мире по государственным расходам, следуя целям равенства, социал-демократы построили систему всеобщего благосостояния, общество отвечало за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в важнейших областях: образовании, здравоохранении, заботе о детях, о пожилых, социальных услугах.

В США государственные расходы составляют 30% ВВП, в развивающихся странах в целом государственные расходы в ВВП равны примерно 20%, в России - 26,5% ВВП.

1. Масштабы и структура государственной собственности в России

Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Масштабы государственной собственности оцениваются рядом показателей:

? долей в объеме основных фондов;

? удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям:

? долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства:

? долей от общего объема инвестиций в основной капитал приходящейся на государственный сектор;

? численностью работников на государственных предприятиях.

Наиболее полно масштабы государственной собственности можно определить по показателям (долям) государственных расходов по отношению к ВВП и по доле ВВП, перераспределением через государственный бюджет.

По количественным показателям итоги разгосударствленой экономики России впечатляющи. Темпы приватизации в России достигли несравнимых с мировыми темпами результатов. К 2000 году - 75% предприятий стали частными. Доля производства предприятий государственного сектора экономики в общем объеме производства составила около 9%. Доля государства в основных фондах - 57%, в инвестициях - 20%. На долю государственного сектора приходится 36,4% занятого населения.

Несмотря на то, что в результате быстрой и массовой приватизации около 75% предприятий стали частными, государственный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отраслях национальной экономики: на транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, добыче драгоценных металлов и камней, военной и космической технике и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Государство владеет высококвалифицированными материальными активами и является одним из самых крупных собственников. Государству в России принадлежит 1/3 всей собственности.

Структура государственной собственности включает: федеральные государственные предприятия и учреждения; акционерные общества и другие предприятия , имеющие государственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. долю государственного сектора оценивают по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством на прямую.

Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения. Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям - эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям - по назначению или нет.

В форме федеральных государственных унитарных предприятий, по данным на 1 сентября 2007 года, существовали 9855 предприятий, в форме учреждений - 34864 ( по данным Министерства имущественных отношений РФ - Минимущество России.). количество унитарных предприятий значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.

Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли.

Акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества распределяются следующим образом.

Государство является акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует в 3900 товариществах и обществах. В Российской Федерации в их управлении «золотая акция». В 84 акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах - более 50% акций; в 1601 акционерном обществе - 25-50% акций; в 1713 акционерных обществах - менее чем 25%.

Дивиденды по федеральному пакету акций составили: в 1995 г. - 115 млн. руб.; в 1996г. - 118 млн. руб.; в 1997г. - 270,70; в 1998г. - 574,6; в 1999г. - 6,15 млрд. руб. (в ценах 1998г.). Данные свидетельствуют о том, что государство по своим акциям получает крайне низкие дивиденды, однако наблюдается тенденция роста эффективности использования федеральной собственности.

От приватизации государственной собственности федеральный бюджет в 2001году получил более 10 млрд. руб. из 2287 приватизированных предприятий основную долю составили предприятия торговли (15,7%) и жилищно-коммунального хозяйства (9,3%).

В программе приватизации в 2002г. предусматривалось продать пакеты акций 363 предприятий, главным образом, тех предприятий, где государству принадлежит менее 25% акций ( по данным Минимущества России). Такой размер пакета не позволяет проводить собственную политику и ничего не даст государству.

Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.

В Федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн. м2 : из них 123 млн. м2 - некоммерческого использования и 214 - коммерческого использования.

Доходы от аренды составили: 1995г. - 95,5 млн. руб., в 1996г. - 223 млн. руб., в 1997г. - 305 млн.руб., в 1998г. - 466,6 млн. руб. (в ценах 1998г.).

Приведенные данные показывают устойчивую тенденцию повышения доходности недвижимости. Однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что служит основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

Зарубежная собственность оценивается в 2,7 млрд. долл. США. Главная проблема управления зарубежными объектами федеральной недвижимости - перераспределение полномочий между их ведущими балансодержателями: Управление делами Президента РФ и МИД РФ.

Таким образом, несмотря на масштабность владения государства, ему не удается до настоящего времени сделать их бюджетными донорами.

У государства есть огромный сектор федеральной собственности - земля. Государству необходимо исполнять свои функции в области земельных отношений.

В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизированных предприятий, которым не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностей привлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграничения прав собственности на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.

Несмотря на то, что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции резко снизилась в отдельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.