Рефераты. Государственный образовательный стандарт: понятие и значение

ь конкурентоспособность -- фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается.

Государственный интерес заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий.

Это позволит не только снять возможные будущие социальные конфликты, но и решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, государственного авторитета в мировой системе. Принципиально необходимым является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания "личных пространств" для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса -- учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт -- общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований. С принятием стандарта не только государство сможет требовать от обучающегося соответствующей подготовленности. Важно то, что обучающийся, его родители (законные представители), общественность вправе требовать от государства и школы выполнения взятых ими обязательств.

Среди важных направлений работы по согласованию потребностей и интересов следует отметить также гласность, развитие соответствующей законодательной базы, формирование институтов зрелого гражданского общества, общественно-педагогическую экспертизу проектов стандартов общего образования.

Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации. Таким предметом в принципе могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности. Соответственно, и стандарт может потенциально регламентировать цели, процесс, результат, а также и более мелкие составляющие образовательного процесса -- условия, средства, ресурсы и т. д. В принципе все три уровня предметов регламентации возможны и даже необходимы. Если реформа (модернизация) системы образования состоит в переходе к системному управлению, приоритетным является регламентация целей и четкая фиксация требований к результату с одновременным принятием процедур оценки результата. Если при этом система образования становится вариативной, необходимо четко указать границы (рамки) возможных вариаций и ясно заявить о том, что не подлежит изменению.

Только в этом случае стандарт может пониматься как базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальная основа для оформления финансового управления системой образования, как форма "общественного договора".

Таким образом, стандарт может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества -- с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т. е. описаны и заданы процедуры его измерения).

Принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством.

Таким образом, разработка стандарта в своей целевой основе решает две взаимосвязанные задачи (при непременном условии преемственности системы образования и ее институтов):

· обеспечение возможности управления системой образования;

· обеспечение возможности развития человеческого капитала средствами образования.

Первая задача объективно требует стандарта, главным структурным элементом которого является операционализированный результат деятельности субъектов образовательной системы.

Вторая задача объективно задает систему требований к результатам образования. Фактически современный стандарт возникает на пересечении этих двух систем требований -- он должен удовлетворять обеим системам.

Задавая определенные согласованные параметры качества общего образования, государственный образовательный стандарт становится важнейшим средством стабилизации и развития системы образования, что является необходимым условием на пути развития национального единения и социального прогресса в нашей стране.

1.2 Сущностные характеристики государственных образовательных стандартов второго поколения

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования, реализованная на недекларативном уровне.

Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках "знаниевой" парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса -- репродукция этих знаний. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов.

В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования "измеряется" опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. "Измеряется" такой результат нетрадиционно -- в терминах "надпредметных" способностей, качеств, умений.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

· возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

· существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования:

· личностное развитие -- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;

· социальное развитие -- воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;

· общекультурное развитие -- освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;

· интеллектуальное развитие -- развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;

· коммуникативное развитие -- формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний.

Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем эта связь носит, крайне сложный характер. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия же отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Определение целей (потребностей) без учета условий (возможностей) может привести к резкому увеличению потребности системы общего образования в ресурсах, которые не могут быть удовлетворены. Это ставит под сомнение не только возможность реализации стандарта, но даже и его разработку. Разработка же целей образования, "привязанных" к существующим сегодня возможностям их обеспечения, с большой вероятностью не позволит достичь требуемого на современном этапе нового качества образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.