Рефераты. Государственный финансовый контроль

Государственной унитарное предприятие «Строймех» финансируется за счет средств бюджета Российской Федерации и имеет собственные доходы от осуществления уставной деятельности. В отчетном финансовом году указанное предприятие получило только 58% от запланированных бюджетных средств, утвержденных бюджетной росписью.

Дайте понятие бюджетной росписи.

Оцените правомерность ситуации.

Укажите, возможно ли получение оставшейся части бюджетных средств в следующем финансовом году.

Имеется ли правовая основа для взыскания процентов за просрочку бюджетного финанси-рования?

Свои ответы обоснуйте нормами действующего законодательства.

Ответ: Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюд-жета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия феде-рального закона о федеральном бюджете (ст. 246 БК). Она предусмат-ривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в дан-ные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в полном соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации», передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную па-лату РФ.

Бюджетная роспись -- обязательный документ для практического исполнения бюджета, для субъектов Федерации и органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все бюджетные изменения, связанные с его исполнением, должны сражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обяза-тельств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязатель-ства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предприни-мательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 де-кабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответст-вующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обяза-тельствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюд-жета наступившего финансового года в качестве остатка средств (ст. 264 БК).

Задача №14

Глава администрации г.Бердск дал распоряжение о выплате из средств, полученных из вышестоящего бюджета на нужды здравоохранения, материальной помощи школьному учреж-дению для осуществления внепланового ремонта. Решением органа федерального казначейства сумма израсходованных не по назначению бюджетных средств была взыскана из бюджета местной администрации в безакцептном порядке, а финансирование из вышестоящего бюджета было прекращено. Глава администрации г.Бердска был подвергнут штрафу в размере 200 МРОТ.
Каковы полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе?
Дайте понятие бюджетных кредитов и оснований их предоставления.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

Правомерно ли поступил орган федерального казначейства?

Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Свой ответ обоснуйте нормами действующего законодательства.

Ответ: Федеральное казначейство является структурным подразделением Министерства финансов РФ и осуществляет практическое исполнение федерального бюджета. В Бюджетном кодексе установлено, что органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяется на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Государственный (и муниципальный) кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный (и муници-пальный) кредит как правовая категория -- это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство (муниципальные органы) выступают в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в одностороннем порядке определяют условия проведения государственных (муниципальных) займов, что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять условия займа.

Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфи-ческих черт, к которым можно отнести:

1) добровольный характер этих отношений;

2) возвратный и платный характер;

3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают матери-альные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным образо-ванием) обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собст-венности;

4) привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер -- они направляются на погашение бюджет-ного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность;

5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства (муниципального образования) или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном использо-вании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финанси-рования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы2.

Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита проявляется в том, что государство (муниципальное образование), вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете -- на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном (муниципальном) кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обес-печивается находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государст-венную казну (ст. 97 Б К РФ).

Государственный кредит, как государственное долговое обязательство, подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

Задача №24

В юридическую консультацию обратился директор ОАО «Вега» с просьбой разъяснить ему порядок аккредитивной формы безналичных расчетов.

Дайте понятие аккредитивной формы расчета.

Назовите виды аккредитивов.

Ответ: Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств но предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить такие полномочия исполняющему банку.

В соответствии с «Положением о безналичных расчетах» в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

отзывные или безотзывные.

Список литературы

1. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов.- М.: Норма, 2004

2. Финансовое право: Учебник/Под ред. Химичевой Н.И.-М.Бек, 2002

3. Финансовое право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. О.Н.Горбунова.- М.: Юристъ, 2006.- 587 с.

4. Фролов И.В. Финансовое право России: Курс лекций для вузов.- Новосибирск: Издательство «Сибирь», 2002.- 296 с.

5. Фролов И.В. Финансовое право: Учебно-методический комплекс.- 2-е изд., перераб. и доп.- Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.- 208 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.