Рефераты. Государственное устройство Финляндии

Государственное устройство Финляндии

12

Оглавление

Глава 1. Государственное устройство

Глава 2. Административное устройство

Глава 3. Правовая система

Глава 4. Судебная система

Глава 5. Политические партии Финляндии

Источники

1. Государственное устройство

Финляндия -- демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция -- Основной закон Финляндии была принята 11 июня 1999 г. и вступила в силу с 1 марта 2000 г. Четыре конституционных закона составляют вместе Конституцию:

- Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 -- изменения и дополнения вносились в 1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000);

-Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922;

- Закон о Высшем суде (1922);

- Парламентский Устав (1928).

В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 г. страна перешла от президентской к парламентской демократии.

Согласно Избирательному акту 1998 установлены выборы 4 уровней:

1) в Эдускунт -- однопалатный парламент;

2) выборы президента (на 6 лет);

3) выборы в местные органы власти (446 коммун);

4) выборы 16 депутатов в Европарламент (с 1999). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

С марта 2000 г. этот пост занимает избранная а качестве кандидата от Социал-демократической партии Тарья Халояен (после избрания в соответствии с традицией вышла из партии) - первая женщина-президент в истории страны, в 2006 году переизбрана на второй срок (2006-2012). Глава государства осуществляет руководство внешней политикой совместно с правительством, утверждает законодательные акты и постановления, назначает членов правительства и высших государственных должностных лиц, является верховным главнокомандующим Оборонительными силами.

Вместе с однопалатным парламентом - Эдускунтом - он осуществляет законодательные функции. В составе парламента, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования, 200 депутатов. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство.

По итогам парламентских выборов, 17 апреля 2007 г. было назначено правительство, состоящее из представителей четырёх партий: «Финляндского центра», Национальной коалиционной партии, Союза «зеленых» и Шведской народной партии. Премьер-министр - Матти Ванханен («Финляндский центр»). Подробнее о политических партиях Финляндии см. главу 5.

Правительство Финляндии -- Государственный совет -- осуществляет общее руководство страной. В его состав входят Премьер-министр, министры, возглавляющие вверенные им министерства, и министры без портфелей.

Премьер-министр избирается парламентом, после чего формально назначается Президентом Республики для выполнения его обязанностей. Другие министры назначаются Президентом по предложению Премьер-министра. Прежде чем будет избран Премьер-министр, представители от партийных групп Эдускунты знакомятся с программой правительства и его составом. О результатах этого ознакомления сообщается Президенту, чтобы он представил Эдускунте то лицо, которое предлагается кандидатом в премьер-министры.

Если кандидат во время открытого голосования в Эдускунте получит более половины поданных голосов, он считается избранным в премьер-министры. Если же кандидат не получит требуемого большинства, то в том же порядке должен предлагаться новый кандидат. Если и новый кандидат не получит более половины поданных голосов, то проводятся новые выборы путем открытого голосования. При этом избранным считается тот, кто получит наибольшее число голосов.

2. Административное устройство

Низшая административно-территориальная единица страны -- коммуна (община). Из-за слияний их число почти каждый год сокращается. К 2010 году насчитывается 342 коммуны.

Коммуны объединены в 20 провинций, управляемых провинциальными советами. Провинции служат для развития и взаимодействия составляющих их коммун.

Кроме того коммуны в пределах провинций объединены в 72 субпровинции, представляющие собой экономические регионы.

До 2010 года провинции были объединены в губернии (ляни), которые управлялись правительствами во главе с губернаторами, назначаемыми президентом страны. 1 января 2010 года губернии упразднены, и образованы агентства регионального управления.

Крупнейшие города Финляндии: Хельсинки -- 583 549 жителей, Эспоо -- 244 474 жителей, Тампере -- 211 633 жителей, Турку -- 176 242 жителей, Оулу -- 139 275 жителей.

3. Правовая система

Финляндия входит в скандинавскую ("северную") правовую семью. История Финляндского государства в значительной степени объясняет особенности его правовой системы, сложившейся к настоящему времени. Начиная с XII в., когда Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим княжеством в составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Финляндии принадлежит Закону Шведского государства 1734 г. - фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль (уголовное право).

С 1809 г. после присоединения к России (в результате Русско-шведской войны) в Великом княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее действовавшие шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван Сейм, уполномоченный принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших актов, как Уголовный кодекс, законы о банкротстве, об опеке и др., внесены изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование и многое иное. Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют "золотым веком" в истории финляндского законодательства. После революции 1905 г. трудящимся Финляндии удалось добиться издания нескольких законов, частично обеспечивающих их социальные права.

В след за признанием Советским правительством государственной независимости Финляндии (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918 г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919 г.) начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако проведенные до настоящего времени реформы, затронувшие многие его отрасли, все же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль права.

Среди актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон 1919 г. Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в стране. Президент вправе совместно с Государственным советом издавать декреты по вопросам экономического характера, управления государственным имуществом и организации деятельности государственных учреждений. В свою очередь Государственный совет и отдельные министры могут в пределах своей компетенции издавать распоряжения - подзаконные нормативные акты. Эти акты наряду с законами и законопроектами, вносимыми в парламент Государственным советом, подлежат опубликованию на финском и шведском языках. Обеспечению равноправия языков придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных учреждений.

Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.

Существенное влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с 1870 г. сближение права северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия наряду с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией участвует в соответствующем соглашении о сотрудничестве 1962 г.). Проекты законодательных актов, подготовленные комиссиями экспертов-юристов из этих стран, были использованы при издании финских законов в сфере семейного, торгового права, страхования, морского права и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в отличие от всех других скандинавских государств здесь не был принят закон о купле-продаже.

4. Судебная система

Высшим звеном в системе общих судов в Финляндии является Верховный суд, основанный в 1918 г. Он состоит из президента суда и 21 судьи. Суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов по гражданским и уголовным делам в коллегиях из 5 судей. Наиболее важные вопросы обсуждаются на пленарных заседаниях. Обжалование судебных решений в Верховный суд допускается, как правило, лишь с разрешения Верховного суда, выдаваемого коллегией из 3 судей в тех случаях, когда этого требуют интересы единства судебной практики, или в целях исправления существенной судебной ошибки. Верховный суд может также давать заключения по законопроектам.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.