Рефераты. Государственное управление в скандинавских странах

В категории общего интереса как интереса государства находит выражение баланс интересов различных субъектов государственного общения. Примирение и реализация интересов осуществляется только государством, что составляет особенность скандинавского этатизма. Направления вмешательства государственной власти в общественные структуры либерального социал-демократического государства благоденствия на севере Европы экономист, председатель комиссии по Нобелевским премиям в сфере экономики А. Линдбек определил так: «(1) проведение политики стабилизации экономики; (2) перераспределение доходов; (3) проведение антимонопольной политики; (4) осуществление действенных мер по созданию сферы общественных услуг». Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н. Политические системы стран Скандинавии и Финляндии. - М.: Статус, 2004. - С.130.

Главным элементом политической системы в странах Северной Европы считается государство. Человек как гражданин является объектом властвования государства, но и само государство может предстать объектом властных действий гражданина во время выборов и референдумов.

Основными характеристиками политической культуры скандинавского корпоративного человека являются: рационализм и прагматизм, коренящиеся в протестантизме; подчиненность нормам и предписаниям; сплоченность и чувство единения, подкрепленные этническим единством Северной Европы; уверенность каждого в достижимости собственных целей благодаря включенности в какую-либо корпорацию; склонность к общению и поиску компромиссных решений социальных, экономических и политических проблем; традиционная ориентированность на социал-демократические ценности.

3 Реформирование государственного управления в скандинавских странах

3.1 Реформы государственного и административного управления в северных странах

С начала 1980-х гг. практически во всех развитых демократиях -- Великобритании, США, Франции, Японии, скандинавских странах - началась эпоха административных реформ. Суть ее заключалась во всеобъемлющих и принципиальных изменениях в сфере государственного управления и государственной службе на базе рыночной, маркетинговой составляющей.

Перечень причин, вызвавших серию административных реформ был бы не полным без еще двух значимых фактов: развития информационных технологий и демократизации современных обществ от государственных структур которых потребовалась большая открытость деятельности и участие в ней широкого круга граждан. Необходимо признать, что в современных условиях, отличающихся, кроме того, высокой динамичностью, оказались востребованными гибкость, персональная ответственность и возможность реализации индивидуального выбора. Традиционные методы _ государственного управления там, где они сохранились в прежнем виде, требуют сегодня модернизации.

В настоящее время «модернизация» государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается как равноправный элемент «триады» (экономическое, социальное и административное регулирование) в развитии регулирования на национальном уровне, направленном на повышение эффективности национальных экономик и их способности адаптироваться к происходящим изменениям для обеспечения конкурентоспособности. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369.

В обиход административных перемен входят понятия лучшего менеджмента, производительности, экономической эффективности, сокращения формализма, большей автономии для исполнительной власти, денежной экономии. При реформировании государственной службы акцент был сделан на оплате высших менеджеров государственного управления. Речь шла в первую очередь о повышении роли материальных стимулов. Если старая система оплаты базировалась на принципах солидарности, стандартизации, сильном влиянии профсоюзов и на государственных соглашениях, то новая система оплаты -- на понятиях рынка, децентрализации, индивидуальных контрактов, связи с эффективностью исполнительских функций. Лавриненко А. Опыт реформирования государственного управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]- режим доступа свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu

Приведем несколько примеров, характеризующих серьезность внимания скандинавских стран к проведению административной реформы, обеспечению «модернизации» системы государственного управления.

В Швеции административная реформа 80-90-х годов затрагивает в основном следующие группы вопросов:

1) введение рыночных механизмов в деятельность государственных предприятий, поставляющих услуги населению; превращение их в корпорации по типу корпораций бизнеса;

2) изменение в системе деятельности государственных агентств, усиление их самостоятельности и повышение роли показателей эффективности;

(3) децентрализация в управлении и изменение функций организаций, представляющих центральное правительство на местах (государственная региональная администрация): переход от реактивного и судейского контроля над местными коммунами к роли активного и направляющего органа, защищающего местные интересы перед правительством;

4) повышение роли местного управления, расширение их полномочий и свободы действия.

В 1981 г. в Норвегии консервативное правительство, пришедшее к власти, стало проводить некоторые «кампании» по повышению продуктивности и качества службы в общественном секторе. В 1986 г. консервативно-центристское правительство представило всеобъемлющую программу административной реформы под названием «Современное государство». Эта программа частично была принята под влиянием реформ в других странах. В ней констатировалось, что общественный сектор был слишком большим и дорогим. Подвергался критике и «корпоратистский» аспект государственного управления, слишком большое влияние на процесс принятия политических решений заинтересованных групп. Ставилась также задача повышения автономии местных органов управления, что нашло выражение в программе «Эксперимент по организации свободной коммуны» в 1986 г. В 1989 г. был представлен доклад по административной реформе «Государство, организованное лучше», а в 1992 г. был принят закон о роли эксперимента в государственном управлении. Вместе с тем, множество реформистских докладов и проектов реализовалось в весьма скромных результатах. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369

В Норвегии, как и в других странах этой группы, реформа приводила к преобразованию правительственных агентств в государственные предприятия, действующие по рыночным правилам. Это преобразование считается центральным пунктом модернизации правительств скандинавских стран в целом.

Рассматривая другие Скандинавские страны, отметим, что Дания особое значение придала реформе финансов и персонала (программные бюджеты, расчет издержек и результатов, ориентированный на качество оплата труда, развитие персонала и т.д.). Финляндия сконцентрировалась прежде всего на реформе политического управления (сокращение консультационных комиссий и т.д.), а также построении системы, ориентированной на потребителей. Капогузов Е.А. Предпосылки и ключевые характеристики реформы государственного управления в зарубежных странах // Экономический вестник Российского государственного университета, 2007. - Т. 5. - № 4. - С.31-37.

Представляется важным отметить, что в отношении совершенствования системы государственного управления нет каких-либо догм и универсальных решений - административная реформа в каждом государстве весьма специфична.

В целом в число основных направлений реформирования системы государственного управления в скандинавских странах входят:

А. Изменение задач и функций системы государственного управления

· изменение соотношения прямых и косвенных инструментов государственного регулирования экономики путем проведения приватизации (в отдельных случаях - национализации) предприятий (изменение масштабов прямого участия государства в коммерческом обороте);

· изменение распределения полномочий между различными уровнями системы государственного управления путем децентрализации (или в некоторых случаях - централизации);

· дерегулирование (отказ государства от части функций государственного регулирования);

Б. Совершенствование работы системы государственного управления

· улучшение качества публичных государственных услуг и механизмов их распределения;

· улучшение управления государственными финансами и бюджетом;

· совершенствование организационных структур и деятельности органов государственного управления;

· дебюрократизация (упрощение процедур и сокращение сроков принятия решений в государственных органах власти);

· реформирование государственной службы и развитие человеческих ресурсов;

· внедрение информационных технологий в деятельность системы государственного управления;

· развитие механизмов мониторинга процессов управления, оценки достигнутых результатов. Симачев Ю.В. Административная реформа как необходимое условие проведения эффективной политики модернизации экономики [электронный ресурс] - режим доступа свободный: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf680.pdf

Трудно найти единственный общий знаменатель проводимых в последние десятилетия административных реформ в группе северных стран, но они проводились, и было довольно много различных проектов. Уже говорилось о том, что по странам имеются существенные различия, связанные с культурными, историческими и прагматическими факторами принятия той или иной модели административных реформ. Но их менеджериальная составляющая может быть обнаружена практически во всех странах.

3.2 Оценка эффективности проведения реформ и их проблемы

Административные реформы в скандинавских странах 80-90-х годов оцениваются экономистами неоднозначно. Существует влиятельное направление в западной административной и политической теории, сторонники которого критикуют положенную в основу этих реформ теорию государственного менеджмента за узко либералистскую направленность основных ее положений, которая заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, выполняющей основные задачи государственного управления. Часть исследователей считает, что эта теория является ограниченной не только в отношении ее применения к другим странам, но и для самих скандинавских стран.

Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав недостатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровне. Лавриненко А. Опыт реформирования государственного управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]- режим доступа свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu

Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия - в управленческих процедурах. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369

Ясно, что государственный менеджмент является доминирующей тенденцией в странах Северной Европы. Тем не менее, его идеология и реформистская практика должны оцениваться с точки зрения реальной проблемы, разрешить которую он пытается. И здесь, прежде всего, нужно отметить дисфункции бюрократического управления и иерархизацию традиционного административного государства, против которых и направлен государственный менеджмент. Предложив альтернативу, государственный менеджмент отнюдь не претендует на монополию. Но он оказался наиболее технологичным для решения проблемы повышения эффективности государственного управления и борьбы с недостатками бюрократии. Приватизация и рынок позволили сделать государственное управление и общественный сектор более чувствительными к экономической конъюнктуре, более конкурентоспособными и экономными. Вместе с тем, государственный менеджмент не решил проблемы контроля за соответствием деятельности государства общественным нуждам и ценностям. В связи с этим все настойчивее у политологов и экономистов звучит идея совмещения рыночных и демократических механизмов в государственном управлении. Вновь на первый план выходит проблема соотношения администрирования и политики, политического контроля над государственным управлением. Актуальной проблемой остается ответственность и подотчетность государства его гражданам, участие последних в процессе выработки и осуществления политики. Кризис государства всеобщего благосостояния, который, в частности, стимулировал административные реформы под флагом рынка и эффективности, поставил проблему, так и неразрешенную государственным менеджментом. Это обеспечение не только экономической эффективности, но и справедливости в деятельности государства. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369

Не до конца реформам удалось решить и проблему открытости и профессионализма государственной службы. Опять обостряются вопросы о соотношении количественных и качественных критериев в оценке государственной деятельности, о вертикальных и горизонтальных связях в государственном управлении, о единстве управления и др.

Необходимо подчеркнуть, что государственный менеджмент -- это не идеология, а способ решения возникших в 80-90-е годы в государственном управлении на Западе задач. Что же касается эффективности и оправданности этого способа, то их нужно оценивать, исходя из опыта проведенных реформ и степени пригодности государственного менеджмента к конкретной ситуации и культуре.

Таким образом, важнейший результат, проводимых государствами Скандинавии реформ, заключается в следующем: реформирование государственного управления -- это дело не только государства, оно требует широкого участия граждан, прежде всего, при определении целей и задач реформ, а также тесного партнерства между государственными и негосударственными секторами.

Заключение

Скандинавия - это часть Северной Европы, имеющая богатую историческую и культурную самобытность. В географическом плане, центром Скандинавии является Скандинавский полуостров, в котором расположены Швеция, Норвегия, а также северо-западные регионы Финляндии. Также к Скандинавии относятся Дания и Исландия, расположенные вне Скандинавского полуострова. Таким образом, к понятию «Скандинавия» относятся 5 независимых государств - Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия, а также автономные владения Дании - Гренландия и Фарерские острова.

На протяжении многих столетий скандинавские королевства несколько раз объединялись в политические союзы. Самым крупным и долговременным союзом была Кальмарская уния, которая длилась 126 лет - с 1397 по 1523 гг. В Кальмарскую унию входили все скандинавские государства - Швеция, Дания, Норвегия, а также зависимые в те времена от этих королевств территории - Исландия, Финляндия и Гренландия.

На сегодняшний день Дания, Швеция и Финляндия являются членами Евросоюза, тогда как Норвегия и Исландия не стали вступать в это сообщество. К тому же, общеевропейская валюта евро является официальной валютой только одной из этих пяти стран - Финляндии, в остальных государствах денежной единицей являются свои национальные кроны.

Норвегия, Швеция и Дания, по государственному строю, и по сей день остаются королевствами, и, следовательно, главой этих государств является монарх. А вот Финляндия и Исландия, по форме управления, являются более современными государствами, и главой этих стран является президент, избираемый народом.

Страны Северной Европы представляют собой единый культурно-исторический регион. В историческом развитии государственного управления и государственной службы страны этого региона прошли сходные этапы. Наблюдалось и прямое взаимовлияние: так, становление системы государственного управления и государственной службы в Швеции оказало сильное влияние на аналогичный процесс в Финляндии. Это связано не только с тем, что в XVII-XVIII веках Финляндия входила в состав Швеции и восприняла шведские традиции в области права и управления; многие современные реформы в области права, государственного управления и государственной службы также идут по «шведской модели». При всех сохраняющихся различиях и своеобразии североевропейские страны составляют в сфере управления единую группу, для которой характерно наличие сильного парламента, развитых традиций местной демократии и тщательно проработанных взаимоотношений государства и муниципалитетов.

Для стран скандинавской системы характерна большая самостоятельность органов местного самоуправления в оперативных вопросах, и одновременно крайне незначительные правовые гарантии, что позволило многим исследователям сблизить скандинавские страны с Великобританией. Однако, в отличие от британской модели, местная власть в этих странах значительно больше интегрирована в государственный механизм, что проявляется и в доминирующих тенденциях: если в Соединенном Королевстве присутствие государственных органов на местном уровне усиливается, то в королевствах Датском, Шведском и Норвежском наоборот, государство уменьшает полномочия своих органов на местах в пользу самоуправления.

Изучая государственное управление в странах Скандинавии можно сделать вывод, что именно институт парламента и парламентаризм в целом отличает этот регион от остального мира. Безусловно, что институт парламента играет в этих странах очень важную роль. И возможно именно его своеобразность привела к тому, что на данный момент эти страны являются одним из самых процветающих регионов мира.

Поэтому целесообразно использовать позитивный опыт организации и деятельности парламентов Скандинавских стран и Финляндии в ходе формирования правового государства в России, для совершенствования организации и деятельности представительных органов РФ и развития форм парламентского контроля в Российской Федерации.

Реформирование государственного управления не является уделом исключительно стран с переходной экономикой - в странах с устойчивой политической и экономической системой, таких как скандинавские, проведение такого рода реформ является существенной составляющей происходящих изменений. В 20-30 годах административные преобразования в этих странах были связаны с необходимостью усиления роли государства в экономике, выполнения социальных функций, а в 80-90 годах - напротив, потребностью в сокращении чрезмерно большого числа задач, возложенных на государство.

Основные направления реформирования системы государственного управления в скандинавских странах включают:

1) Изменение задач и функций системы государственного управления.

2). Совершенствование работы системы государственного управления.

Реформирование государственного управления -- это дело не только государства, оно требует широкого участия граждан, прежде всего, при определении целей и задач реформ, а также тесного партнерства между государственными и негосударственными секторами.

Таким образом, глобальное реформаторское движение в сфере государственного управления, затронувшее очень многие страны от Монголии до Соединенных Штатов, в том числе и скандинавские, преследует широкомасштабные цели: правительства в ходе реформ заново определяют роль государства и его отношения с гражданами.

Список литературы

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления - М.: Омега-Л, 2006. - 584 с.

2. Бурханов А. Специфика развития экономик скандинавских стран на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения, 2006. - №7. - С. 107-113.

3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.-- М.: Логос, 2001. -- 200 с.

4. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- 495 с.

5. Государственное управление и политика: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Сморгунова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 564 с.

6. Дидык М.Е. Система государственного управления - М.: Феникс, 2007. - 350 с.

7. Дьякова В. Скандинавский парламентаризм. Сравнительный анализ политических институтов [электронный ресурс] - режим доступа свободный: http://centurion-center.narod.ru/scand.h

8. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии - М.: Городец, 2004. - 400 с.

9. Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н. Политические системы стран Скандинавии и Финляндии. - М.: Статус, 2004. - 312 с.

10. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М.: НОРМА, 2004 - 624 с.

11. История политических и правовых учений. / Под ред. Лейста О.Э. - М.: Зерцало, 2006. -- 568 с.

12. Капогузов Е.А. Предпосылки и ключевые характеристики реформы государственного управления в зарубежных странах // Экономический вестник Российского государственного университета, 2007. - Т. 5. - № 4. - С.31-37.

13. Козбаненко В.А. Государственное управление - М.: Статус, 2002. - 366 с.

14. Лавриненко А. Опыт реформирования государственного управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]- режим доступа свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu

15. Мигунова М.А. Скандинавские государства: центральные органы власти. - М.: Юрид. лит., 1975. - 224 с.

16. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика - М.: РГГУ, 2001. - 350 с.

17. Пикулькин А.В. Система государственного управления - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 543 с.

18. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 414 с.

19. Ракитская И.А. Парламентский контроль в области финансов в Скандинавских странах // Журнал российского права. - 2001. - № 2.- С.131-141.

20. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 300 с.

21. Симачев Ю.В. Административная реформа как необходимое условие проведения эффективной политики модернизации экономики [электронный ресурс] - режим доступа свободный: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf680.pdf

22. Система муниципального управления. / Под ред. Зотова В.Б.- СПб.: Питер, 2005. - 493 с.

23. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах [электронный ресурс] - 2005. - 170 с. - режим доступа свободный:

24. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление - М. Юнити, 2002. - 329 с.

25. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. - 379 с.

26. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.- 518 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.