В категории общего интереса как интереса государства находит выражение баланс интересов различных субъектов государственного общения. Примирение и реализация интересов осуществляется только государством, что составляет особенность скандинавского этатизма. Направления вмешательства государственной власти в общественные структуры либерального социал-демократического государства благоденствия на севере Европы экономист, председатель комиссии по Нобелевским премиям в сфере экономики А. Линдбек определил так: «(1) проведение политики стабилизации экономики; (2) перераспределение доходов; (3) проведение антимонопольной политики; (4) осуществление действенных мер по созданию сферы общественных услуг». Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н. Политические системы стран Скандинавии и Финляндии. - М.: Статус, 2004. - С.130.
Главным элементом политической системы в странах Северной Европы считается государство. Человек как гражданин является объектом властвования государства, но и само государство может предстать объектом властных действий гражданина во время выборов и референдумов.
Основными характеристиками политической культуры скандинавского корпоративного человека являются: рационализм и прагматизм, коренящиеся в протестантизме; подчиненность нормам и предписаниям; сплоченность и чувство единения, подкрепленные этническим единством Северной Европы; уверенность каждого в достижимости собственных целей благодаря включенности в какую-либо корпорацию; склонность к общению и поиску компромиссных решений социальных, экономических и политических проблем; традиционная ориентированность на социал-демократические ценности.
3 Реформирование государственного управления в скандинавских странах
3.1 Реформы государственного и административного управления в северных странах
С начала 1980-х гг. практически во всех развитых демократиях -- Великобритании, США, Франции, Японии, скандинавских странах - началась эпоха административных реформ. Суть ее заключалась во всеобъемлющих и принципиальных изменениях в сфере государственного управления и государственной службе на базе рыночной, маркетинговой составляющей.
Перечень причин, вызвавших серию административных реформ был бы не полным без еще двух значимых фактов: развития информационных технологий и демократизации современных обществ от государственных структур которых потребовалась большая открытость деятельности и участие в ней широкого круга граждан. Необходимо признать, что в современных условиях, отличающихся, кроме того, высокой динамичностью, оказались востребованными гибкость, персональная ответственность и возможность реализации индивидуального выбора. Традиционные методы _ государственного управления там, где они сохранились в прежнем виде, требуют сегодня модернизации.
В настоящее время «модернизация» государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой рассматривается как равноправный элемент «триады» (экономическое, социальное и административное регулирование) в развитии регулирования на национальном уровне, направленном на повышение эффективности национальных экономик и их способности адаптироваться к происходящим изменениям для обеспечения конкурентоспособности. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369.
В обиход административных перемен входят понятия лучшего менеджмента, производительности, экономической эффективности, сокращения формализма, большей автономии для исполнительной власти, денежной экономии. При реформировании государственной службы акцент был сделан на оплате высших менеджеров государственного управления. Речь шла в первую очередь о повышении роли материальных стимулов. Если старая система оплаты базировалась на принципах солидарности, стандартизации, сильном влиянии профсоюзов и на государственных соглашениях, то новая система оплаты -- на понятиях рынка, децентрализации, индивидуальных контрактов, связи с эффективностью исполнительских функций. Лавриненко А. Опыт реформирования государственного управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]- режим доступа свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu
Приведем несколько примеров, характеризующих серьезность внимания скандинавских стран к проведению административной реформы, обеспечению «модернизации» системы государственного управления.
В Швеции административная реформа 80-90-х годов затрагивает в основном следующие группы вопросов:
1) введение рыночных механизмов в деятельность государственных предприятий, поставляющих услуги населению; превращение их в корпорации по типу корпораций бизнеса;
2) изменение в системе деятельности государственных агентств, усиление их самостоятельности и повышение роли показателей эффективности;
(3) децентрализация в управлении и изменение функций организаций, представляющих центральное правительство на местах (государственная региональная администрация): переход от реактивного и судейского контроля над местными коммунами к роли активного и направляющего органа, защищающего местные интересы перед правительством;
4) повышение роли местного управления, расширение их полномочий и свободы действия.
В 1981 г. в Норвегии консервативное правительство, пришедшее к власти, стало проводить некоторые «кампании» по повышению продуктивности и качества службы в общественном секторе. В 1986 г. консервативно-центристское правительство представило всеобъемлющую программу административной реформы под названием «Современное государство». Эта программа частично была принята под влиянием реформ в других странах. В ней констатировалось, что общественный сектор был слишком большим и дорогим. Подвергался критике и «корпоратистский» аспект государственного управления, слишком большое влияние на процесс принятия политических решений заинтересованных групп. Ставилась также задача повышения автономии местных органов управления, что нашло выражение в программе «Эксперимент по организации свободной коммуны» в 1986 г. В 1989 г. был представлен доклад по административной реформе «Государство, организованное лучше», а в 1992 г. был принят закон о роли эксперимента в государственном управлении. Вместе с тем, множество реформистских докладов и проектов реализовалось в весьма скромных результатах. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- С.367-369
В Норвегии, как и в других странах этой группы, реформа приводила к преобразованию правительственных агентств в государственные предприятия, действующие по рыночным правилам. Это преобразование считается центральным пунктом модернизации правительств скандинавских стран в целом.
Рассматривая другие Скандинавские страны, отметим, что Дания особое значение придала реформе финансов и персонала (программные бюджеты, расчет издержек и результатов, ориентированный на качество оплата труда, развитие персонала и т.д.). Финляндия сконцентрировалась прежде всего на реформе политического управления (сокращение консультационных комиссий и т.д.), а также построении системы, ориентированной на потребителей. Капогузов Е.А. Предпосылки и ключевые характеристики реформы государственного управления в зарубежных странах // Экономический вестник Российского государственного университета, 2007. - Т. 5. - № 4. - С.31-37.
Представляется важным отметить, что в отношении совершенствования системы государственного управления нет каких-либо догм и универсальных решений - административная реформа в каждом государстве весьма специфична.
В целом в число основных направлений реформирования системы государственного управления в скандинавских странах входят:
А. Изменение задач и функций системы государственного управления
· изменение соотношения прямых и косвенных инструментов государственного регулирования экономики путем проведения приватизации (в отдельных случаях - национализации) предприятий (изменение масштабов прямого участия государства в коммерческом обороте);
· изменение распределения полномочий между различными уровнями системы государственного управления путем децентрализации (или в некоторых случаях - централизации);
· дерегулирование (отказ государства от части функций государственного регулирования);
Б. Совершенствование работы системы государственного управления
· улучшение качества публичных государственных услуг и механизмов их распределения;
· улучшение управления государственными финансами и бюджетом;
· совершенствование организационных структур и деятельности органов государственного управления;
· дебюрократизация (упрощение процедур и сокращение сроков принятия решений в государственных органах власти);
· реформирование государственной службы и развитие человеческих ресурсов;
· внедрение информационных технологий в деятельность системы государственного управления;
· развитие механизмов мониторинга процессов управления, оценки достигнутых результатов. Симачев Ю.В. Административная реформа как необходимое условие проведения эффективной политики модернизации экономики [электронный ресурс] - режим доступа свободный: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf680.pdf
Трудно найти единственный общий знаменатель проводимых в последние десятилетия административных реформ в группе северных стран, но они проводились, и было довольно много различных проектов. Уже говорилось о том, что по странам имеются существенные различия, связанные с культурными, историческими и прагматическими факторами принятия той или иной модели административных реформ. Но их менеджериальная составляющая может быть обнаружена практически во всех странах.
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления - М.: Омега-Л, 2006. - 584 с.
2. Бурханов А. Специфика развития экономик скандинавских стран на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения, 2006. - №7. - С. 107-113.
3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.-- М.: Логос, 2001. -- 200 с.
4. Государственная политика и управление. Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. -- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. -- 495 с.
5. Государственное управление и политика: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Сморгунова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 564 с.
6. Дидык М.Е. Система государственного управления - М.: Феникс, 2007. - 350 с.
7. Дьякова В. Скандинавский парламентаризм. Сравнительный анализ политических институтов [электронный ресурс] - режим доступа свободный: http://centurion-center.narod.ru/scand.h
8. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии - М.: Городец, 2004. - 400 с.
9. Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н. Политические системы стран Скандинавии и Финляндии. - М.: Статус, 2004. - 312 с.
10. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М.: НОРМА, 2004 - 624 с.
11. История политических и правовых учений. / Под ред. Лейста О.Э. - М.: Зерцало, 2006. -- 568 с.
12. Капогузов Е.А. Предпосылки и ключевые характеристики реформы государственного управления в зарубежных странах // Экономический вестник Российского государственного университета, 2007. - Т. 5. - № 4. - С.31-37.
13. Козбаненко В.А. Государственное управление - М.: Статус, 2002. - 366 с.
14. Лавриненко А. Опыт реформирования государственного управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]- режим доступа свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu
15. Мигунова М.А. Скандинавские государства: центральные органы власти. - М.: Юрид. лит., 1975. - 224 с.
16. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика - М.: РГГУ, 2001. - 350 с.
17. Пикулькин А.В. Система государственного управления - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 543 с.
18. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 414 с.
19. Ракитская И.А. Парламентский контроль в области финансов в Скандинавских странах // Журнал российского права. - 2001. - № 2.- С.131-141.
20. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 300 с.
21. Симачев Ю.В. Административная реформа как необходимое условие проведения эффективной политики модернизации экономики [электронный ресурс] - режим доступа свободный: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf680.pdf
22. Система муниципального управления. / Под ред. Зотова В.Б.- СПб.: Питер, 2005. - 493 с.
23. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах [электронный ресурс] - 2005. - 170 с. - режим доступа свободный:
24. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление - М. Юнити, 2002. - 329 с.
25. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. - 379 с.
26. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.- 518 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4