Рефераты. Государственное управление основными народнохозяйственными комплексами

Проводимые в республике реформы в малой степени коснулись отраслей ТЭК, что связано с их естественным монополизмом в области систем транспорта газа, передачи электроэнергии и централизованного теплоснабжения. Негибкая политика регулирования цен на энергоносители для различных категорий потребителей, существующая производственная структура ТЭК и отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы способствовали проявлению отрицательных тенденций.

В настоящий период Республика Беларусь на 82% зависит от поставок ТЭР из России. Вследствие политических и экономических процессов в России прогнозируется рост цен на ТЭР до мирового уровня. Острой проблемой является износ оборудования в отраслях ТЭК, который в настоящее время составляет свыше 50%. Утрачен минимально необходимый строительный задел, позволяющий поддерживать действующие основные фонды, а инвестиционные циклы в ТЭК очень длительны и капиталоемки.

Монополизм отраслей ТЭК обусловливает необходимость государственного регулирования в данной сфере. Управление ТЭК Республики Беларусь осуществляет недавно созданное Министерство энергетики.

В сложившихся условиях основными целями энергетической политики Республики Беларусь являются поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей при сохранении экологически безопасной среды.

Достижение поставленных целей должно базироваться на:

-- обеспечении надежного энергоснабжения республики с максимально эффективным использованием энергоносителей за счет постоянно проводимых организационно-технических мероприятий во всех отраслях народного хозяйства;

-- использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоресурсов стран СНГ, Балтии, Западной Европы;

-- оптимальных режимах эксплуатации энергоисточников и вариантах энергоснабжения потребителей с учетом величины, видов и специфики нагрузок;

-- удовлетворении интересов областей и отдельных городов в самообеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов областного и городского значения и соответственно прав в экономическом управлении этими объектами при сохранении единства технологического управления энергетическими системами ТЭК;

-- учете принципиальных различий условий энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;

-- технической политике, ориентированной на коренное повышение экономичности производства, распределения, использования ТЭР, экологической и аварийной безопасности объектов энергетики;

-- приоритетах глубокой переработки нефти и комплексного использования углеводородного сырья.

Главным средством достижения целей энергетической политики является формирование энергетического рынка республики, при этом основным движущим механизмом снижения затрат должна стать конкуренция производителей и поставщиков энергии и топлива. Главный тезис экономической и тарифной политики -- соответствие цен и тарифов затратам. Право их оперативной корректировки должно быть предоставлено энерго- и топливоснабжающим организациям по утвержденной Министерством экономики методике и под его контролем, а также обл(гор)исполкомов. Важное значение имеет введение многоставочных тарифов в зависимости от уровня напряжения, времени суток, сезона, региона потребления, категории потребителей и поставщиков энергии и топлива.

3. Особенности государственного управления машиностроительным комплексом и радиотехническим производством на современном этапе

Машиностроительный комплекс является базовым комплексом экономики государства. В него входит 139 предприятий станкостроения, машиностроения, дорожно-строительного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и легкой промышленности, инструментального производства и металлургии.

Государственное управление машиностроительным комплексом, основу которого составляют государственные предприятия, объединения и организации, непосредственно осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь. Минпром является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, в своей деятельности руководствуется законодательными актами высших органов власти, издает собственные руководящие документы.

Структура Министерства промышленности Республики Беларусь объединяет машиностроение с металлургией, радиотехническую, электронную, электротехническую, оптико-механическую промышленность, приборостроение. Это деление в определенной мере условно, так как предприятия, стремясь закрепиться на новых рынках, осваивают изделия не свойственного им ранее профиля. К примеру, радиотехническая промышленность включает в себя свыше 70 научно-производственных объединений, заводов, научно-исследова-тельских и проектно-технологических институтов. Отраслью производится свыше трети объема продукции радиотехнического профиля стран СНГ. В числе основных изделий -- универсальные программно-технические комплексы, автоматизированные рабочие места различного профиля, электронные АТС, печатные платы, телевизионная техника, аппаратура сотовой телефонной связи, приемно-передающие радиоустройства, магнитофоны, бытовая электротехника и т.д.

Особенностью развития радиотехнических производств республики в последнее десятилетие стало то, что многие предприятия отрасли были вынуждены переориентировать производство с продукции, предназначенной для нужд обороны, на производство изделий для мирных отраслей хозяйства и народного потребления. В последние годы удалось значительно повысить качество и надежность продукции, выпускаемой конверсионными предприятиями. Этому способствовало применение комплектующих изделий и элементной базы лучших мировых производителей. Телевизионные предприятия «Горизонт» и «Витязь» выпускают в настоящее время цветные телевизоры с таким же набором функций, как у аппаратов известных зарубежных фирм. Однако многие проблемы машиностроительного комплекса остались нерешенными, что тормозит развитие экономики в целом. В частности, бюджетное финансирование предприятий с низкой рентабельностью ложится большим грузом на государство и замораживает часть средств, которые можно было использовать для других целей.

Какой видится роль государства в регулировании данного сектора экономики на современном этапе? Прежде всего необходимы дальнейшая работа по анализу эффективности существующей структуры производства и определение стратегических установок его дальнейшего развития, что является основной функцией высших органов госуправления. Во-вторых, в условиях недостаточного развития рыночных отношений в этом секторе экономики, реализация крупномасштабных проектов по дальнейшему повышению эффективности производства возможна прежде всего под эгидой государства. В-третьих, дальнейшая роль государства видится в создании условий для самостоятельного функционирования предприятий машиностроительного комплекса, совершенствования и развития этой сферы.

Радиотехническая отрасль -- та отрасль, в которой наиболее развита научно-исследовательская и проектно-конструкторская база, где проводятся работы по всему циклу -- от создания материалов для элементной базы до разработки оборудования для производства устройств бытовой и промышленной техники, контрольно-измерительных приборов, аппаратостроения, средств телевидения и связи. Устойчивым спросом пользуются телекоммуникационные и сложнейшие оптико-электронные системы, которые производятся на белорусских предприятиях.

Интеллектуальный потенциал и научное обеспечение отрасли позволяют предприятиям успешно осуществлять разработку новой конкурентоспособной продукции для насыщения внутреннего рынка и расширения экспорта. Необходимо создание условий для развития конкуренции в этом секторе с целью привлечения инноваций в производство.

4. Государственная научно-техническая политика

Во всех развитых странах наука является важнейшим фактором общественного прогресса, определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, обеспечивает высокое качество жизни населения. Наука должна предвидеть проблемы, которые встанут в ближайшее время и в перспективе, выявить зарождающийся спрос на новые знания, она должна убеждать практиков, что и как надо делать. Влияние науки на развитие общества осуществляется по трем направлениям: экономика, образование, духовные ценности (рис. 1). Каждая из этих сфер оказывает воздействие на другие. Таким образом, наука влияет на экономику как прямо, так и косвенно (через систему образования и духовные ценности).

Развитие науки

Экономическая Система Система духовных

система образования ценностей

Экономическое, интеллектуальное и духовное

развитие общества

Рис. 1. Взаимосвязь науки и общества

Управление экономическими и социальными процессами в науке имеет ряд особенностей, которые наиболее характерны для фундаментальных исследований и определяются следующими причинами:

фундаментальные исследования в отличие от прикладных не ориентированы на получение прибыли или аналогичного материального вознаграждения, вследствие чего проблема селекции результатов фундаментальных исследований не может быть решена с помощью рыночных механизмов;

люди, склонные к теоретическим исследованиям, как правило, не имеют предпринимательских способностей;

отсутствие патентного права в сфере фундаментальных исследований;

хотя фундаментальные исследования проводятся без какой-либо явной практической цели, они в конечном счете влияют на производство и образ жизни людей.

Опыт свидетельствует, что только государство способно регулировать технологическое развитие страны, аккумулировать заказы на науку, обеспечивать широкую доступность использования научных достижений в практических целях. Государство определяет стратегические направления развития науки, формирует и реализует государственные научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из бюджета, управляет научными организациями республиканского значения. Так, в 2000 г. за счет средств бюджета финансировалось 46,2% внутренних затрат на исследования и разработки.

Тем не менее наметилась тенденция падения удельного веса расходов на науку в общей сумме расходов государственного бюджета. В 2000 г. этот показатель составил 1,11%. В развитых странах расходы на науку и научные разработки составляют примерно (% к ВВП): в Японии -- 2,8%, США -- 2,6%, Германии -- 2,4%, Франции -- 2,3%, Великобритании -- 1,9%, Канаде -- 1,7%, Италии -- 1,1%. В Республике Беларусь аналогичный показатель в 1998 г. составил 0,43%, в 2000 г. -- 0,39%. Негативными тенденциями являются также падение платежеспособного спроса промышленности на научный товар и замедление темпов научно-технического прогресса. Доля предприятий, которые внедряли научно-технические разработки, составила в 1989 г. 63%, в 2000 г. -- 3% (для сравнения в 2000 г. в США -- 32%, в Японии -- 23%, в Германии -- 10%). Особо острой становится проблема утечки кадров за рубеж.

Для изменения сложившейся ситуации государственная политика в области науки должна базироваться на реализации следующих направлений:

Стимулирование фундаментальных исследований, инновационной деятельности, создание условий для здоровой конкуренции в сфере науки и техники.

Защита прав интеллектуальной собственности.

Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации.

Создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов.

Республика Беларусь обладает достаточно большим научно-техническим потенциалом. Потенциальные возможности НИИ и КБ республики позволяют выходить на мировой рынок инноваций прежде всего в области микроэлектроники, информатики, программного обеспечения ЭВМ, приборостроения, экологических технологий, медицинской техники, мембранных и биологических технологий, производства лекарственных средств и химикатов для медицины и сельского хозяйства, ряде других направлений. В настоящее время расширились возможности для свободы научного творчества, открытого обмена информацией, международного сотрудничества.

В условиях ограниченности средств для сохранения научного потенциала ресурсы концентрируются на приоритетных направлениях, перечень которых утверждает правительственная комиссия по научно-технической политике. Государственными заказчиками исследований по программам выступают органы исполнительной власти. Соответствующее министерство проводит оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, распределяет по исполнителям выделяемые бюджетные средства, контролирует их целевое и эффективное использование.

Тем не менее зависимость науки от поступлений в казну объективно ставит в положение «бедных родственников» наиболее образованную часть населения, которая определяет будущее страны. Поэтому наряду с мерами по рационализации бюджетного финансирования науки целесообразно искать другие источники средств, в том числе на основе взаимосвязей, приведенных на рис. 7. Научные идеи и разработки превращаются в рыночный продукт, внедряются в отрасли производства в условиях благоприятной государственной промышленной политики. В текущем плане ставятся задачи преодоления спада, низкой инвестиционной активности и неполной загрузки оборудования, деградации технологической структуры и повышения конкурентоспособности продукции. Для этого используются следующие основные рычаги:

ѕ поддержка проектов, базирующихся на новых высокоэффективных технологиях;

ѕ создание благоприятного климата для прямых инвестиций, в том числе облегчение налогового бремени для реального сектора, трансформация сбережений населения в инвестиции;

ѕ протекционизм развития легкой, пищевой промышленности, стимулирование спроса на отечественные товары, в том числе с помощью роста госзаказа, контроля за закупками оборудования за рубежом;

ѕ поддержка отечественных экспортеров и защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм;

ѕ замораживание цен естественных монополий на первичные ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями). “Звязда”. 27.XI.96 г.

Закон Республики Беларусь “О здравоохранении” № 2435-ХП от 18.06.1993.

Реальная реформа: условия и принципы. Белорусский рынок. № 39, 2007.

Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности. Материалы научно-практической конференции (Минск, 1 июля 2008 г.). - Мн.: Право и экономика, 2008. - 207 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.