Рефераты. Государственное регулирование здравоохранения на примере Республики Марий Эл

Данные таблицы свидетельствуют, что полностью профинансирована только реализация программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии», по остальным идет недофинансирование объемов средств из федерального и местного бюджетов.

По итогам первого полугодия 2004 г. полностью профинансирована программа «О мерах по развитию онкологической помощи населению РФ». Недостаточно идет финансирование за счет средств федерального бюджета целевых программ «Здоровый ребенок», «Сахарный диабет», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии».

В 2003 год отрасль здравоохранения РМЭ вошла с достаточно большими долгами - 244,5 млн. рублей, из них 40,3 млн. - долги по зарплате. При этом бюджет отрасли утвердили в сумме 367 млн. рублей.

Причем следует учесть, что в здравоохранении фактически не существует «незащищенных» статей расходов: если получают средства по так называемым «защищенным» статьям (зарплата, начисления на нее, медикаменты, питание), но не будет тепла и электричества для больных. Между тем лечебно-профилактические учреждения почти 5 лет не оплачивали коммунальные услуги, сейчас почти все ЛПУ текущие платежи осуществляют своевременно. Более того, направлено на погашение долгов прошлых лет 3,5 млн. рублей.

Оплату коммунальных услуг, которая занимает пятую часть всех расходов, удалось сократить за счет следующих направлений. Во-первых, рациональное использование тепло - и электроэнергии (установка счетчиков, замена электрокотлов на газовые, подключение автономного электропитания и прочее), во-вторых, сокращение нерационально используемых больничных коек и закрытие ветхих участковых больниц и ФАПов. Всего за год сокращено 229 коек в стационарах и 191 койка реорганизована в койки дневного стационара, закрыты 9 ФАПов. За счет реорганизации удалось уменьшить расходы ЛПУ на 535 тысяч рублей.

Несмотря на уменьшение количества коек, в прошлом году в ста-ционарах пролечено на 1,5 тысячи человек больше, чем в 2002 году. Причем лекарствами они были обеспечены значительно лучше: в 2003 году потрачено на приобретение медикаментов для стационарных и амбулаторных больных на 20 млн. руб. больше, чем в прежние годы. Важными проблемами являются обеспечение детей до двух лет жизни бесплатным питанием и обеспечение льготными, бесплатными медикаментами для амбулаторного лечения.

Если рождаемость увеличилась на 7,7%, то кассовые расходы на обеспечение бесплатного питания детей в 2004 году уменьшились на 4,3%. В сравнении с 2002 годом расходы увеличились в 1,5 раза, однако при потребности в 56,7 млн. рублей, на эти цели в 2004 году направлено 7 млн.61 тыс. рублей, то есть 13% от потребности.

Аналогичная ситуация по бесплатным и льготным медикаментам. Финансирование расходов в сравнении с 2002 годом увеличилось в 3 раза, но и сегодня сумма на одного льготника в год составляет лишь 87 рублей.

Расходы на бесплатные и льготные медикаменты в прошлом году выросли в 2 раза, но, поскольку льготами пользуется в республике огромное число людей - свыше 170 тысяч человек, эта проблема остается. На текущий год уменьшается объем финансирования по федеральным законам «О ветеранах» и «О социальных гарантиях инвалидам», так что большая забота ляжет на наши плечи, на плечи глав районных и городских администраций. В 2004 году направить 8 млн. рублей на бесплатное слухо - и зубопротезирование для инвалидов и ветеранов войны.

Сократились долги медучреждений перед государственными аптеками. Если на 1 января 2003 года задолженность ЛПУ составляла более 4,5 млн. рублей, то сейчас долг уменьшился более чем наполовину. Это позволило аптекам увеличить объем продаж на 12% и получить доход в 2 раза больше.

Улучшение обеспеченности стационарных и амбулаторных больных медикаментами происходит за счет централизованных закупок. В 2004 году централизованно закупали медпрепараты 50 наименований, прежде всего - спирт, средства для наркоза, наркотики, более десятка видов антибиотиков. С этими препаратами в ЛПУ практически не было перебоев. Причем все закупки (медикаментов, оборудования, продуктов питания) осуществлялись после проведения конкурсных торгов.

Актуальная проблема изношенного оборудования и автотранспорта. За период с 1996 по 2002 годы было приобретено только 33 санитарных автомашины. В 2003 году приобретено 27 единиц автотранспорта, за 2004 год для учреждений здравоохранения приобретено 42 санитарных автомобиля, в том числе для сельских учреждений здравоохранения - 22 санитарных автомобиля. Однако для своевременного текущего обновления необходимо приобретать по 100 - 120 автомобилей ежегодно. В 2005 году необходимо приобрести для перевозки детей санатория «Юность» автобус ПАЗ.

В 2004 году необходимо поставить задачу в первую очередь обеспечить отделения реанимации и интенсивной терапии. В 2004 году были провены конкурсные торги и закуплено 11 пульсоксиметров, 13 кардиомониторов, 16 наркозно-дыхательных аппаратов. Приобрели для Республиканской больницы импортный наркозно-дыхательный аппарат стоимостью 1 млн.223 тыс. рублей для больных, длительно находящихся на искусственной вентиляции легких, купили 25 единиц автотранспорта - не только за счет средств республиканского бюджета, но и за счет местных бюджетов.

В 2004 году впервые фонду обязательного медицинского страхования совместно с главами администраций городов и районов удалось получить страховых взносов на неработающее население 103% от запланированного. Направлены дополнительно финансовые средства из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 53 млн. руб., и в результате финансирование по ОМС составило 170% от первоначального плана. Кроме того, финансирование по консолидированному бюджету в течение года увеличилось на 26 млн. руб. Если в предыдущие годы бюджет редко исполнялся, то за 2003 год его исполнение составило 103%. Помимо этого, из федерального бюджета привлечен 71 млн. рублей, на 5 млн. руб. получено гуманитарной помощи, и более 40 млн. руб. медучреждения зара-ботали на платных медицинских услугах и добровольном медицинском стра-ховании, то есть дополнительно привлечено в отрасль более 170 млн. руб.

В соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой в 2004 году велось строительство 10 объектов здравоохранения, в том числе с привлечением средств федерального бюджета 5 объектов. Введена первая очередь поликлиники на 1000 посещений в смену в Йошкар-Оле. Продолжалось строительство хирургического корпуса на 120 коек г. Йошкар-Оле; инфекционного корпуса Мари-Турекской центральной районной больницы, которые будут сданы в 2004 году; терапевтического корпуса на 120 коек Республиканского противотуберкулезного диспансера; участковой больницы в с. Еласы Горномарийского района. Стоимость основных фондов лечебно-профилактических учреждений нарастает уже второй год. За 2004 год прирост составил 58,8 млн. рублей. За 2004 год фактические расходы лечебно-профилактических учреждений республики на приобретение оборудования увеличились в сравнении с прошлым годом в 2,1 раза и составили 62,7 млн. руб. Централизованно приобретено оборудования на 15,7 млн. рублей, которые распределены в республиканские ЛПУ - 31,3%, городские ЛПУ - 33,5%, районные учреждений здравоохранения - 35,2%.

В 2004 году централизованно приобретались: мониторы прикроватные, пульсоксиметры, стерилизаторы, энцефалографы, стоматологическое оборудование, рентгеновские трубки, рентгенологические материалы.

Только через учреждение «Медтехника» в лечебно-профилактических учреждениях республики поставлено оборудования на сумму 34,3 млн. рублей. Однако положение с обеспечением больниц медицинским оборудованием остаётся крайне тяжёлым. Хотя в 2004 году впервые суммарный износ оборудования за год не увеличился, а уменьшился на 3%, износ его составляет 85%.

Проанализировав итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждений можно сделать вывод, что на 2004 год, как для Министерства здравоохранения, так и для каждого учреждения должна быть приоритетной работа по следующим направлениям:

1. Сокращение дефицита финансовых средств:

- привлечение средств за счет прочих источников (федеральные программы, муниципальные целевые программы, участие в различных проектах на федеральном уровне)

- совершенствование работы по предпринимательской деятельности

2. Рациональное использование выделенных финансовых ресурсов:

- В каждом учреждении необходимо проанализировать финансово-хозяйственную деятельность не только с целью выявления недостатков, а выявить причины, которые способствовали сложившейся ситуации, и наметить стратегию работы на текущий год. В первую очередь должны быть определены зоны нерационального использования средств и по возможности приняты меры по их устранению.

- Проанализировать кредиторскую и дебиторскую задолженность и провести ее реструктуризацию.

- Пересмотреть договоры по коммунальным услугам, в первую очередь на предмет соответствия предъявляемых объемов потребляемой теплоэнергии и водоснабжения.

- Следить за потреблением теплоэнергии и электроэнергии и принять меры для того, чтобы укладываться в лимиты, утвержденные постановлениями Правительства и Глав местных администраций.

- Не допускать нецелевого расходования выделяемых финансовых средств, в первую очередь средств системы обязательного медицинского страхования.

3. Сохранение и укрепление страховых принципов оплаты медицинской помощи, завершение перехода на страховой принцип оплаты амбулаторно-поликлинической помощи.

4. Контроль за фактическими расходами учреждений с целью недопущения их превышения над доходами.

5. Совершенствование системы учета и использования средств.

Для эффективного использования финансовых средств также необходимо:

- финансирование высокотехнологических видов медицинской помощи на основе государственного заказа;

- внесение корректив в законодательную базу о бесплатном медицинском обслуживании населения;

- введение единой системы ценообразования в рамках Программы государственных гарантий;

- обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Заключение

Здоровье населения всегда было в центре внимания государственных структур и широкой общественности. Широкому обсуждению в настоящее время подвергаются материалы реализации Концепции развития здравоохранения, структурной перестройки и научного обеспечения реформы здравоохранения с преимущественным укреплением первичной медико-санитарной помощи, созданием службы врача общей практики.

Вместе с тем, сохраняется низкий уровень производства лекарственных средств, выпуска медицинской техники, слабо осуществляются реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, а также ввод в эксплуатацию новых объектов. Существенное влияние на эти процессы оказали трудности социально-экономических преобразований, недостаточный уровень расходов на здравоохранение, медицинскую науку и физическую культуру в государственном бюджете. Несмотря на развитие новых механизмов управления, активизацию деятельности системы обязательного медицинского страхования, одним из сдерживающих факторов повышения качества медицинской помощи в отдельных регионах остается устаревший механизм экономических взаимоотношений внутри отрасли, связанный не с финансированием объема и качества предоставляемых медицинских услуг, а с обезличенным финансированием по мощности медицинских учреждений и числу занятого в них медицинского персонала.

Ряд мер по совершенствованию управления, интеграции здравоохранения, укреплению единой системы охраны здоровья граждан страны, активная разработка местных нормативных актов, программ неотложного характера, совершенствование обязательного медицинского страхования расширили материальную и правовую базу, реализация которой создает условия для стабилизации процессов формирования здоровья населения, осуществления действенной концепции в области здравоохранения и ее поддержки со стороны программ социально-экономического характера.

Научная систематизация социального опыта мировым сообществом давно привела к пониманию здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия. На индивидуальном уровне здоровье рассматривается сейчас в качестве необходимого условия самореализации личности, а на популяционном - как показатель развития общества. Укрепление здоровья представляет собой многоплановый всеобъемлющий социальный и политический процесс, так как ответственность за здоровье населения законодательно возложена на федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов федерации и местного самоуправления. Однако, имеющийся в их распоряжении арсенал методов и средств реально не позволяет решать проблему охраны общественного здоровья в полном объеме.

В условиях внедрения в российскую экономику рыночных отношений и развития федеративных принципов государственного устройства решение многих проблем здравоохранения осуществляется на региональном уровне. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», «О медицинском страховании граждан РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие нормативные акты открыли возможность для формирования территориальных и муниципальных систем здравоохранения. В условиях реформирования здравоохранения проведение профилактики заболеваний возложено, в первую очередь, на муниципальную систему здравоохранения, в том числе на муниципальные органы самоуправления, муниципальные лечебно-профилактические и аптечные учреждения. Вместе с тем, ведомственная разобщенность, специализированные задачи и интересы не позволяют этим учреждениям системно заниматься профилактической работой.

Одним из путей улучшения системы оказания медицинской помощи населению является дальнейшая проработка организационного плана и программ реализации одобренной Правительством РФ Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, укрепление бюджетно-страховой формы финансирования, развитие договорных отношений на всех уровнях управления в здравоохранении. Вместе с тем потребуется определенное время для развития инфраструктуры более гибкой системы управления и координации деятельности на ее отдельных уровнях, отработки взаимоотношений всех субъектов, участвующих в обязательном медицинском страховании, достижения необходимого уровня финансирования здравоохранения из ряда источников, близких к охране здоровья населения.

В конце марта 2003 г. Министерство здравоохранения РФ утвердило два важнейших документа: «Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации» и отраслевую программу «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы». Наконец-то в основу концепции положена здоровье - центристская модель системы здравоохранения, а само здоровье рассматривается в качестве системы, способной к адаптации. Приоритетами программы провозглашены: доступность, непрерывность, многоуровневый подход, консолидация и комплексность.

Объединенные усилия медиков, педагогов, общественных организаций, СМИ, самого населения направлены еще и на привлечение внимания представителей республиканских, областных и городских органов власти, администрации районных центров регионов к проблемам социальной защиты больных. Многие из этих мероприятий проводятся в рамках федеральных и территориальных целевых долгосрочных программ по профилактике как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, утвержденных местными органами власти.

Известные в настоящее время межведомственные комплексные медико-социальные программы, существующие в Республике Марий Эл («Анти-ВИЧ/СПИД», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РМЭ», «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в РМЭ», «Здоровый образ жизни», «Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода в РМЭ», «Онкология») являются приоритетными для здравоохранения данной территории и предназначены для решения ряда проблем охраны и укрепления здоровья населения Республики Марий Эл. Работа по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни в республике немыслима без осознанного и заинтересованного партнерства работников службы медицинской профилактики, организаторов здравоохранения и медицинских работников разных специальностей.

Государственное регулирование в области здравоохранения осуществляется в направлении гарантии обеспечения прав граждан в области здравоохранения. Опыт Республики Марий Эл свидетельствует о необходимости его широкого использования в укреплении охраны здоровья населения даже при существующих возможностях здравоохранения.

На основе проведенного в дипломной работе исследования определены стратегические направления развития государственной политики здравоохранения в Республике Марий Эл:

1. Формирование единого правового пространства системы здравоохранения;

2. Разработка и внедрение стандартизованных технологий оказания медицинской помощи;

3. Разработка и внедрение эффективной системы первичной медицинской помощи;

4. Научное обеспечение преобразований в здравоохранении;

5. Совершенствование кадрового обеспечения отрасли;

6. Развитие сотрудничества с профессиональными объединениями и ассоциациями;

7. Развитие сестринского дела - важнейшего ресурса повышения эффективности медицинской помощи;

8. Разработка проблем экономики здравоохранения и оптимизация финансирования отрасли;

9. Совершенствование управления отраслью на территориальном уровне.

Охрана здоровья не должна ограничиваться диагностикой и лечением болезней или внедрением новых медицинских технологий. Необходимо осуществлять социально-гигиенический мониторинг и на его основе создавать региональные оздоровительные программы.

Успех работы определяется эффективными партнерскими отношениями между территориальными органами управления здравоохранения, страховой и частной медицины, а также профессиональными ассоциациями. Сегодня ведущая роль во всех областях совершенствования отечественного здравоохранения принадлежит не только органам государственного управления, но и медицинской общественности.

Приоритетами деятельности профессиональных и общественных медицинских объединений в области здравоохранения Республики Марий Эл являются: увеличение объема мероприятий медицинской профилактики в деятельности всех структур здравоохранения, кардинальное повышение эффективности сельского здравоохранения, проведение реформ в сфере охраны здоровья матери и ребенка, совершенствование государственного заказа и распределения выпускников медицинских учебных заведений страны, внедрение более совершенной системы оплаты труда медицинских работников. Как следствие чрезмерной децентрализации сужаются возможности органов управления здравоохранением субъектов Федерации по проведению целенаправленной политики в области охраны здоровья. Исходя из анализа, очевидно, что в последние годы нарушилась устойчивость отдельных характеристик, свидетельствовавших в предыдущие годы о возможности стабилизации в области здоровья населения, и путем только ведомственных усилий Минздрава Республики Марий Эл назревшие проблемы здоровья населения республики не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и зависят от стабилизации и развития экономической ситуации в Российской Федерации.

Список библиографических источников

Конституция Российской Федерации. // РГ. -1993. - 25 дек. - №237.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.