Рефераты. Государственное предпринимательство

Наряду с участием государства через своих представителей в управлении приватизированным государственным имуществом более активно используются также новые возможности, открывшиеся с принятием частей первой и второй ГК РФ. Президент РФ 9 декабря 1996г. издал Указ № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации». СЗ РФ. - 1996. - №51.- СТ. 5764. Во исполнение Указа Правительство РФ приняло постановление от 7 августа 1997 г № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями». СЗ РФ. - 1997. - №45.- Ст. 5193.

Постановлением утверждены два важных нормативных акта, детально регулирующих соответствующие общественные отношения: Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и Положение о комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. От имени Российской Федерации учредителем доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями поручено выступать Министерству государственного имущества РФ теперь - Министерство имущественных отношений. Оно же и заключает соответствующие договоры с победителями конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями. Цель договора - увеличение поступления в федеральный бюджет доходов от акций, переданных в доверительное управление. Она достигается решением следующих основных задач: проведением мероприятий по повышению курсовой стоимости и ликвидности акций? ликвидацией и недопущением в дальнейшем возникновения задолженности акционерного общества перед бюджетами всех уровней по выплате заработной платы и иными обязательными платежами? иных задач» определяемых Правительством РФ при принятии решений о проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями.

Успех доверительного управления обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, насколько компетентно будут действовать доверительные управляющие - лица, которым акции передают в управление, что делает актуальным предварительный доконкурсный отбор этих лиц. Во-вторых, успех доверительного управления зависит от того, насколько действенно будет отлажен механизм взаимосвязи между государством в лице учредителя доверительного управления и доверительным управляющим. Поэтому, Министерство имущественных отношений РФ, совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в установленной сфере деятельности, обязаны обеспечить: разработку заданий доверительного управления в соответствии с основными задачами доверительного управляющего? контроль за выполнением доверительными управляющими договоров доверительного управления акциями.

В последнее время в пределах второго направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований выделяется еще один относительно самостоятельный участок - внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Оно осуществляется по решению соответственно Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Логическим результатом подобной акции является получение части прибыли хозяйственного общества тем государственным или муниципальным образованием, которое внесло имущество.

Третье направление - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления. Они осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. Хотя, по общему правилу такого рода деятельность им запрещена. Согласно ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере. Но из приведенного общего правила федеральным законом могут устанавливаться исключения. Так, в соответствии с приватизационными законами федеральный орган по управлению государственным имуществом от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Соответственно как учредитель он получает и соответствующую прибыль.

Таким образом, государственное предпринимательство осуществляется в трех направлениях предпринимательской деятельности.

Первое - участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций.

Второе направление- участие в управлении приватизированном государственным и муниципальным имуществом.

Третье направление - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.

Вопрос № 2. Понятие, задачи, порядок лицензирования

предпринимательской деятельности

Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство, ярким "представителем" которого является ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ), в то время как право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, в последнем случае правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя, т.е. их способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения - лицензии. Причем, даже получив это разрешение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель остаются подконтрольными субъектами административно-лицензионных отношений с органами исполнительной власти, ибо они обязаны соблюдать все лицензионные требования и условия.

Таким образом, сам по себе факт государственной регистрации не всегда дает право на занятие предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требует еще и получения лицензии. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом. Лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Очевидно, что лицензирование является юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, но средством полезным и необходимым, устанавливающим дополнительные правовые гарантии нормального функционировании рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки с предложениями товаров, работ и услуг людей несведущих, не имеющих необходимой материальной базы для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений, включая самих предпринимателей, а не только потребителей, от разного рода проходимцев.

Согласно п.1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ. Другие органы государственной власти не имеют права издавать акты, вводящие или отменяющие лицензирование.

Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензирование было введено задолго до принятия ГК РФ, и регулировалось оно главным образом актами Президента и Правительства РФ. Первый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу 3 октября 1998 г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Кроме того, Правительством РФ было принято множество постановлений, которыми утверждены положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998 г.

8 августа 2001 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу в январе 2002г. СЗ РФ. - 2001.- №33. - ЧI. - ст. 3430. Согласно ему лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. В связи с его принятием Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ внесены изменения и дополнения в 50 законов и федеральных законов. СЗ РФ. - 2003. - №2. - Ст. 167 Правительство РФ в соответствии с этим Федеральным законом постановлением от 8 мая 2002г. № 302 внесло изменения в ряд своих постановлений по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, а 45 таких постановлений признало утратившим силу. Им же утверждены десятки новых положений о лицензировании отдельных видов деятельности: ветеринарной? по технической защите конфиденциальной информации? по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале? по оказанию протезно-ортопедической помощи? по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукции и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.