Рефераты. Государственное и муниципальное управление

Дистрибутивная политика. Включает все формы распределения средств (денег, товаров, услуг). Дистрибутивная способность системы государственного управления связана с распределением ею благ, услуг, знаков отличия отдельными лицам или группам. Дистрибутивная политика заключается в том, что правительственные ведомства предоставляют отдельным лицам и общественным группам деньги, товары, услуги, воздают им почести. Классифицировать и сопоставлять дистрибутивную политику, проводимую разными странами, можно по разным критериям : по количеству распределяемого ; по тому, какие именно области человеческого бытия она затрагивает и какие группы населения получают от этого пользу или выгоду; по тому, какая система взаимоотношений между потребностями граждан и государственным распределением, которое призвано эти потребности удовлетворить. Расходы центрального правительства на такие сферы, как здравоохранение, образование и оборона, в значительной степени зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитые страны, как правило, тратят от половины до двух третей бюджета на здравоохранение, образование и оборону. Великобритания, Германия, Франция направляют в эти сферы более двух третей своих бюджетов, тогда как США на образование тратят менее половины совокупного дохода штатов муниципалитетов. Развивающиеся страны ( Индия, Нигерия) тратят очень малые средства на здравоохранение и несколько большие - на образование. Государства с низким доходом оказываются в весьма затруднительном положении. Необходимость срочного повышения уровня квалификации своей рабочей силы наталкивается в них на недостаточность инвестиций в сферы образования и здравоохранения. Это обусловлено тем, что данные сферы в большинстве развивающихся стран финансируются « по остаточному принципу».

Напротив, именно в слаборазвитых странах расходы государства на обеспечение национальной безопасности чрезмерно высоки и зависят как от их международного окружения, так и от их общеэкономического положения. Государства, находящиеся в условиях постоянной и острой конфронтации со своими соседями (это характерно для стран Ближневосточного региона), а также государства, претендующие на усиление своего международного влияния, прилагают значительные усилия для укрепления своей обороноспособности. Например, Египет тратит на оборону больше, чем США, хотя в последние годы эти расходы в США значительно сократились, несмотря на взятые ими обязательства по обеспечению безопасности в глобальном масштабе.

Регулятивная политика. Регулирующая способность власти касается управления, координации поведения индивидов и групп. Эта способность может реализоваться путем введения норм, посредством действий администрации, судов. Она ориентирована на обеспечение индивидуальных прав и свобод, достижения каждым законопослушного поведения. Под регулированием понимается осуществление политического контроля за поведением отдельных членов и групп общества. У государства есть много способов воздействовать на жизнь своих граждан. Хотя обычно регулирование ассоциируется с угрозой применения санкций, существуют и иные пути. Власти могут контролировать поведение граждан, предлагая материальные или финансовые стимулы, используя методы убеждения, систему моральных ценностей. Так, например, правительства многих стран стремятся сократить потребление табака, применяя комбинацию методов : 1) запрет на курение, продажу и рекламирование табачных изделий, 2) высокие налоги на «грешную» продукцию, 3) информационные кампании, в ходе которых граждан стараются убедить в том, что курить вредно для здоровья.

Государственное регулирование обусловлено рядом причин. Сторонники теории общественного договора ( Т. Гоббс и Дж. Локк) считали, что государственное регулирование может облегчить многие аспекты взаимовыгодной социальной деятельности. Например, производство и торговля нуждается в том, чтобы благодаря регуляторной деятельности государства устанавливались и защищались права собственности и выполнялись взаимные договорные обязательства. В то же время граждане и потребители ищут в государственном регулировании защиту от жульничества, мошеннического манипулирования и таких неприятных крайностей, как истощение и загрязнение окружающей среды. Национальные правительства и международные организации ( в частности, Европейский Союз) с каждым годом все активнее взаимодействуют в установлении общих стандартов, касающихся в первую очередь таких видов продукции, как лекарства и продовольствие. Государство защищает своих граждан ( особое внимание уделяя женщинам и детям) от физического и иных видов насилия, причем часть этих мер распространяется также на животных и окружающую среду.

Несмотря на наличие общих черт, регулятивная политика в конкретных государствах характеризуется целым рядом отличий. Эти отличия обусловлены не только степенью индустриализации или урбанизации данного государства, но и доминирующей системой ценностей. Национальные различия моделей регулятивной политики касаются:

1) сферы применения государственного регулирования

2) инструментария или механизмов регулирования

3) субъектов регулирования.

Очевидно, что все современные государства используют санкции, но степень этого использования отражает различия в укоренившихся ценностях, в преследуемых целях и стратегических средствах их достижения. Наиболее важный аспект государственного регулирования составляет контроль правительства над участием граждан в политической деятельности и над средствами коммуникаций. Известно, что наличие политической конкуренции определяет, насколько демократична та или иная система управления. Существует широкий спектр режимов - от авторитарных, ставящих под запрет организацию партий, добровольных ассоциаций и свободу информации, до демократических, где эти права соблюдаются и защищаются. Государственное регулирование в этой сфере оказывает, таким образом, решающее воздействие на демократию.

Регулирование не всегда сводится к негативному воздействию, т.е к подавлению прав. Объективно достижения современной цивилизации также зависят от государственного регулирования, поскольку это касается таких сфер, как неприкосновенность личности и собственности, экологическая безопасность (в том числе хранение и переработка токсичных отходов), адекватная медицинская помощь, охрана труда, предоставление равных возможностей для получения образования и приобретение собственного дома. На основании экспертных оценок можно выявить уровень политических прав и гражданских свобод в различных странах. Политические права - это возможности граждан участвовать в выборе политических лидеров, т.е. право избирать и претендовать на ту или иную должность. Понятие «гражданские свободы» относятся к защите значительных сфер человеческой деятельности и поведения (свободы слова, печати, совести, собраний) и к соблюдению процессуальных гарантий (имеются в виду право на суд присяжных, гарантии против произвола и жесткого обращения). Политические и гражданские права не существуют в отрыве друг от друга. Нет государства, в котором уровень участия граждан в политической деятельности был бы высок и при этом не соблюдались бы гражданские права, как нет государства, где при соблюдении гражданских прав уровень участия граждан в политической деятельности был бы низок. Это соотношение предполагает прочную связь между участием граждан в политической деятельности и верховенством закона, а также равенством всех граждан перед законом, которое обеспечено соответствующими процедурами. Все развитые демократические страны имеют высокий рейтинг и по гражданским и по политическим правам, хотя в США намного опережают остальных по уровню гражданских свобод. Рейтинг США вырос благодаря прокатившемуся по стране в 60-е годы движению за гражданские права населения. Особенно Китай старается установить всеобъемлющий контроль над средствами массовой информации, безграничное государственное регулирование всего, что касается личности. Военное правительство, пришедшее к власти в Нигерии в 90-е годы, повинно в многочисленных нарушениях гражданских прав и свобод. Мексика и Россия находятся в середине списка. Разумеется, показатели постоянно меняются : за несколько десятилетий они падали и поднимались соответственно тому, как военные режимы чередовались с гражданскими.

Культурная (символическая) политика.

Она направлена на укрепление национального самосознания и духа общности, солидарности и социального доверия. Для этого разрабатываются масштабные политические программы, которые предусматривают повышение роли национального языка или культуры, а также пропаганду верности общему политическому наследию. Обращаясь к своим согражданам, политические лидеры часто затрагивают такие моральные категории, как мужество, отвага, мудрость и великодушие, воплощенные в историческом прошлом государства, или такие ценности и идеологемы, как равенство, свобода, дух общности, демократия, коммунизм, либерализм, религиозная традиция или обещания грядущих «воздаяний» и наград. Причины подобного обращения различны ( например, стремление одержать победу на выборах или провести нужный законопроект). Однако весьма часто целью таких призывов и «символической политики» является построение единой общности, и достигается эта цель путем апеллирования к национальным чувствам народа, к гражданственности или доверию к власти. Одновременно эти призывы служат и другим целям, например побудить граждан исправно и честно платить налоги, неукоснительно соблюдать закон, быть готовым к жертвам, опасностям и лишениям. Подобные призывы приобретают особую важность в кризисные моменты. Наиболее яркими примерами могут служить речи Перикла в Афинском собрании во время Пелопоннесской войны, речи Франклина Д. Рузвельта в наиболее тяжкий период « Великой депрессии», У. Черчилля в ту пору, когда после падения Франции Британия в одиночку сражалась с Гитлером. Однако « символическая политика» имеет немалое значение и не в столь экстремальных обстоятельствах. Распространенной антиинфляционной мерой является призыв к предпринимателям и профсоюзным лидерам не взвинчивать цены и зарплаты. Строительство общественных зданий, возведение памятников, проведение праздничных шествий и гуляний, воспитание школьников в духе гражданственности и патриотизма - все это призвано укреплять в населении сознание легитимности власти и уверенности в том, что она справится с задачами государственной политики.

Заключение:

Критерии оценивания государственной политики.

Корректность сравнения и оценивания государственной политики различных стран требует определения критериев, которым должна соответствовать деятельность государства. Набор этих ценностей и благ в большей степени выявляет назначение власти, перечень тех целей, которым она призвана служить. Система государственного управления должна соответствовать по крайней мере трем важным измерениям.

1. Политика, проводимая правительством должна быть справедливой. Правда, разные люди по - разному определяют понятие «справедливость», что порождает известные трудности в оценивании и самой политики. В представлении одних групп справедливость отождествляется с равенством и предполагает, чтобы власть относилась ко всем гражданам одинаково и каждому предоставляла блага в равных количествах. По мнению других, справедливость означает, чтобы каждому гражданину воздавали пропорционально его заслугам или в соответствии с его вкладом. Третьи - связывают справедливость с воздаяниями власти в соответствии с нуждами и потребностями граждан. Следовательно, понятие справедливости охватывает и одинаковое отношение к гражданам, и награду по заслугам ( пропорционально вкладу в общее дело), и отклик на их потребности и нужды. В значительной мере многие аспекты дистрибутивной политики (например, системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования) могут представлять собой некую комбинацию этих критериев. Хотя существуют ситуации, при которых понятие «справедливость» однозначно исключает такие проявления человеческого поведения как произвол и пристрастие. Вряд ли кто-нибудь из нас сочтет справедливым, если должностные лица будут бросать жребий, определяя, кому сидеть в тюрьме или получать пенсию, или если подобные решения они будут принимать, основываясь исключительно на личных связях или собственных умозаключениях.

2. Государственная политика не может быть набором мечтаний, она должна быть результативной и эффективной. Предпочтения граждан на стороне той политики, которая действительно ведет к намеченной и желанной цели, а не политике, которая этой цели не достигает. Эффективность означает, что власть должна реализовать свои планы с наименьшими затратами и издержками. Граждане скорее желают иметь правительственные ведомства с четкой структурой и небольшим бюджетом, нежели громоздкие и дорогостоящие организации.

3. Конечный критерий, позволяющий оценить итоги политического курса, - это способность государства отстаивать и гарантировать свободу. Признание, утверждение и защита свободы, гражданских и политических прав человека - первостепенная задача государственной политики.

Список использованной литературы:

1)Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.., 1998.

2)Гурней Б. Введение у наку управления. - М., 1989.

3)Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления- М., 2007.

4)Файоль А. Управление - это наука и искусство- М., 1992.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.