Рефераты. Государственная власть: понятие, функции и свойства

Концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий. А.Ф.Малый утверждает, что анализ норм Конституции РФ позволяет прийти к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами. Малый А.Ф. «Государственная власть как правовая категория».//Государство и право. 2001. №3; Система государственной власти в рамках данного подхода также отождествляется с системой государственных органов. Действительно, исходя из определений государственной власти как совокупности полномочий, достаточно просто объяснить разделение власти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятие единства государственной власти.

В данной концепции несколько спорных моментов. Во-первых, не раскрыта природа государственной власти, ее основа. Во-вторых, не совсем ясно назначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве совокупности полномочий. В-третьих, не определены категории субъект и объект государственной власти.

Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия государственной власти:

1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти к власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория подчинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавление или «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую.

2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения. Соответственно силу власти определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создает возможность для эффективной реализации государственной власти.

3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, их содержание. Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект - это активное подчиняющее начало, а объект - это подчиняющаяся пассивная сторона.

Все названные подходы объединяет то, что они представляют собой попытку определить сущность государственной власти, ее систему и методы реализации. Ни одно определение государственной власти не работает как универсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается, что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определении государственной власти. Действительно, понимание государственной власти - это вечная и важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорного разрешения именно обращение ко всем вариантам определения власти способствует более полному и всесторонней разработке и анализу государственной власти.

Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать о единстве и разделении властей. Обе концепции - единства и разделения имеют достаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинстве государств рассматривается с точки зрения единства источника и целей функционирования различных властных институтов.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционное единство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви (системе органов). При этом этот орган власть не с кем не делит. Такой подход имел место в России в советский период. Сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах - КНР, КНДР, Куба.

Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локком и развита в последствии Ш.Монтескье. Она предполагает институционное распределение единой государственной власти между различными ветвями (органами). Традиционными ветвями считаются: законодательная, исполнительная, судебная. В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти не являются изолированными - демократическое единство, в котором закреплена данная концепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов.

Непреодолимой грани между единством и разделением властей нет и быть не может. Более того, в некоторых государствах исповедуется и закреплен принцип - единства и разделения государственной власти. Многие считают, что такой подход закреплен в Конституции Российской Федерации.

Власть в Российской федерации едина, едина по источнику (многонациональный народ) и цели деятельности (обеспечение прав и свобод). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые являются самостоятельными в пределах своей компетенции, взаимодействуют между собой, поддерживают необходимый баланс власти. В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны». Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература». 2004.

В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах - непосредственной (всеобщие выборы, референдумы) и опосредованной (через органы государственной власти и органов местного самоуправления).

2. Признаки государственной власти

Для более полного и глубокого анализа государственной власти необходимо выделить ее характерные черты и особенности.

Государственная власть - это суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть. Государственная власть выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, автономна, самостоятельна, независима от них и всех других форм власти.

Суверенность государственной власти означает также, что по сравнению с другими формами власти внутри государства она есть высшая, верхняя, верховная власть, а по отношению к власти любого другого государства - равноправное с ней положение. Подобным образом понимал суверенность государственной власти, например, Ж. Боден. Суверенитет, утверждает Ж. Боден, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием, достоинством, означающим высшую власть повелевать и которую народ может передать одному из граждан без всяких ограничений И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.534.

Верховенство и, следовательно, суверенность государственной власти проявляется в том, что субъекты государственной власти, в отличие от субъектов других форм власти, наделены определенными прерогативами, исключительными (монопольными) правами и обязанностями. Ж. Боден выделил пять отличительных признаков суверенитета государственной власти: издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; решение вопросов войны и мира; назначение должностных лиц; действие в качестве высшего суда, суда, в последней инстанции; помилование И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.535.

Рассматривая государственную власть с точки зрения прерогатив, исключительных, монопольных прав и обязанностей, которыми наделены её субъекты, современная правовая наука может следующим образом определить особенности, отличительные признаки, свойства, характеристики государственной власти. Прежде всего, государственная власть - это власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями представлять, выражать, символизировать, олицетворять всё государство в целом и всех его членов.

Особенность государственной власти состоит и в том, что это есть власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями применять в отношении своих объектов не только определённые позитивные санкции, меры поощрения, убеждение, но при необходимости в случае их чрезмерного сопротивления и соответствующие негативные санкции, меры наказания, принуждение, включая физическую силу. При этом решающая роль в реализации принуждения принадлежит специально для этого созданным и официально уполномоченным профессиональным организациям вооружённых людей - служащим в армии, пограничных и внутренних войсках, милиции, полиции, внешней разведке, контрразведке, службе безопасности, учреждениях исполнения наказаний т.д.

Государственную власть нередко определяют как власть исключительно или преимущественно принудительную. Однако это не совсем так. Принудительность не является свойством только государственной власти. Она присуща и другим властным формам. Действительно, субъекты негосударственных - форм власти, имеющихся в государстве, нередко используют средства принуждения, но официально, в том числе законодательно, установленных прав и обязанностей по их применению в отношении всех членов государства они не имеют. Они могут иметь их либо лишь неофициально, например, членов своей партии, своего профсоюза, общественного объединения. Принуждение - не единственный метод, который используется субъектами государственной власти. Чаще и в первую очередь они используют другие методы, основанные не на принуждении, а на убеждении, учитывающие интересы граждан или подданных. Во-вторых, при необходимости и наличии законных оснований принудительные меры могут применяться субъектами государственной власти ко всем гражданам или подданным их государства, к представителям всех его групп, объединений, организаций.

Из истории известно множество примеров, когда субъекты государственной власти постоянно принуждали, угнетали и даже физически уничтожали значительную часть своих объектов - граждан или подданных своего государства. Но никогда и нигде субъекты государственной власти не могли продолжительно выполнять свои функции, основываясь лишь на принуждении, насилии, угнетении граждан данных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.