Рефераты. Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения

Твердое топливо получают семьи и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума и проживающие в домах с печным отоплением.

Преобладающим видом государственной социальной помощи являются социальные пособия малоимущим гражданам. Данное пособие неразрывно связано со всей системой других пособий, с системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания, а также с уровнем оплаты труда и доходов занятого в народном хозяйстве населения, прежде всего наемных работников, составляющих большинство такого населения. По мере реального роста пособий и пенсий, трудовых и иных доходов населения значение этого пособия постепенно станет снижаться и, наоборот, его значение возрастет, если доходы населения снизятся.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации, в том числе в Тамбовской области, высокими темпами осуществляется государственная социальная политика направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Также можно сказать, что стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Во многих странах, в том числе развитых, также есть пособия бедности. Они называются по-разному, но суть их едина - это помощь тем, у кого душевой доход ниже черты бедности. Однако черта бедности различается весьма существенно, она определяется с учетом многих социально значимых обстоятельств - уровня развития производства, оплаты труда, системы распределительных отношений и т.д.

2. Особенности оказания государственной социальной помощи в связи с монетизацией льгот

2.1 Понятие монетизации льгот

Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О монетизации льгот» были внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» урегулировано предоставление данной помощи в виде набора социальных услуг.

Под монетизацией льгот понимается замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005 г.

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 80-90-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Федеральная монетизация коснулась только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и другие - около 14 млн. чел.).

Сохранены три вида льгот - транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение.

Такие льготы предоставляется в виде набора социальных услуг, т.е. в натуральной форме за счет средств федерального бюджета для так называемых «федеральных» льготников (включенных в федеральный регистр) и за счет бюджетов субъектов Федерации для «региональных» льготников (включенных в региональные регистры).

Однако данный набор социальных услуг не является абсолютно бесплатным. Если гражданин изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из «ежемесячных денежных выплат», которые установлены с 2005 г. тем же категориям граждан, кому потенциально предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд. рублей. Реально была потрачена существенно большая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства - 1484 рублей, второй группы - 1060 руб. и третьей группы - 848 рублей, героям Великой Отечественной войны - 3,5 тыс. рублей, участникам войны - 1590 рублей, лицам награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - 1166 рублей, инвалидам войны - 2120 рублей.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. - 20-30 млн. чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40% соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

В Тамбовской области в настоящее время ветераны и инвалиды получают ежемесячные денежные выплаты в полном объеме и в установленные сроки. На эти цели из средств федерального бюджета поступило свыше 1,5 миллиардов рублей. С 1 апреля нынешнего года запланирована индексация ежемесячных выплат в 1,6 раза.

Из областного бюджета выплаты получают 75 тысяч ветеранов труда и 24 тысячи тружеников тыла. На оказание мер социальной поддержки этим категориям граждан выделено 650 миллионов рублей, в том числе 289 миллионов рублей на ежемесячные денежные выплаты.

Всем категориям ветеранов и инвалидов проживающим в Тамбовской области предоставляется 50-процентная скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В прошлом году на эти цели было израсходовано 360 миллионов рублей из областного бюджета и 223 миллиона рублей из средств федерального Фонда компенсаций. В нынешнем году планируется увеличение финансирования по этой статье в 3 раза.

В прошлом году свыше 18,5 тысяч льготников воспользовались бесплатным санаторно-курортным лечением. Эта цифра в 13 раз превышает уровень 2004 года.

Также за последние два года в Тамбовской области стала доступнее льготная медицинская и лекарственная помощь. На треть расширена сеть аптечных предприятий, работающих по программе дополнительного лекарственного обеспечения. На четверть увеличено число лечебно-профилактических учреждений и на 20 процентов численность врачей, осуществляющих выписку льготных лекарственных средств. Создано более 40 компьютеризированных центров выписки рецептов.

За это время выписано более 1 миллиона 800 тысяч рецептов. Так называемые отсроченные рецепты составляют менее 0,2 процента от общего количества выписанных. За счет средств федерального бюджета отпущено льготных медикаментов на сумму 496,5 миллионов рублей, за счет средств областного бюджета - на 34 миллиона рублей. Для сравнения за 2004 год на эти цели из всех источников было израсходовано около 130 миллионов рублей. Максимальный лицевой счет льготника составил 620 тысяч рублей, средний лицевой счет - 4114 рублей.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

Не был учтен разрыв между началом получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации. Монетизация льгот могла бы в существенной степени решить некоторые проблемы.

Для этого было необходимо максимально расширить свободу потребительского выбора за счет отказа от натуральных форм предоставления социальной поддержки и перехода к денежным выплатам. Важным условием финансовой устойчивости при этом должен был бы стать переход к адресному принципу предоставления этих выплат, исключительно или главным образом на основе учета уровня нуждаемости в социальной поддержке.

2.2 Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг

Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:

1. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;

2. предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;

4. бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Важной целью социальной политики Российского государства является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступности качественной медицинской и лекарственной помощи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.