Перед партийно-бюрократической элитой страны реально встала задача сохранения своей власти. Попытки “закручивания гаек”, осуществляемые во время недолгого руководства страной Ю. В. Андроповым, показали свою малую эффективность. Идеи более глубокой реформации общественной жизни в СССР стали проявляться все отчетливее.
Цели и задачи руководителей «перестройки», способы их достижения постоянно менялись и корректировались. На знаменитом апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев провозгласил новый политический курс партии - ускорение социально-экономического развития страны на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса.
В самой перестройке можно выделить три крупных структурообразующих этапа:
1) 1985 - 1986 гг. - попытка сохранения руководящей роли КПСС и политической системы “государство - партия”;
2) 1987 - 1988 гг. - обновление кадров партийно-государственной номенклатуры и осуществление реформ в рамках модели “государственного социализма”;
3) 1989 - 1991 гг. - кризис советской государственности.
Политика перестройки и гласности, объявленная руководством во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 1980-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о “сплоченной семье братских народов” и созданной в СССР новой исторической общности - “советском народе” - очередными мифами “развитого социализма”.
С середины 1980-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграции процессов и проявлении национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненного в мздоимстве и коррупции Сгорин В. В. «Политическая история современной России». - М.; Прогресс, 1998. С. 337. Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа-Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги с все более радикальными политическими требованиями.
Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства Ахиезер А. С. «Россия: критика исторического опыта». - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. С. 324..
Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций.
В 1991 году граждане нашей страны осознали, что перестройка потерпела провал. Распад СССР и выход России на путь самостоятельного существования означал новый этап в истории Отечества: руководство независимой суверенной России во главе с Б. Ельциным взяло курс на реформы, на переход к рыночной экономике и либеральной демократии, на интеграцию в мировое сообщество. В этой связи, оценивая возможности России на мировой арене, нельзя не учитывать, что в следствии кардинальных изменений наша страна по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения опустилась до 52 места в мире (между Уругваем и Аргентиной). Этого обстоятельство оказало большое влияние на международно-политический авторитет России и в результате чего продолжение единоборства было, по крайней мере, не реалистично (Например, по объему ВВП США превосходят Россию в 6-7 раз).
Еще в феврале 1992 года, выступая на сессии Верховного Совета России, Ельцин подчеркнул: «…реформы в России - это не только наши внутренние дела, но и весомый компонент построения нового мирового порядка…».
1) Боффа Д. И. «От СССР к России». - М.; Международные отношения, 1998, с.186;
2) Емелин Александр Сергеевич «История государства и права России»: (окт. 1917 - дек. 1991 гг.). - М.: Щит - М, 1999, с. 204;
3) Сгорин В. В. «Политическая история современной России». - М.; Прогресс, 1998. С. 337;
4) Ахиезер А. С. «Россия: критика исторического опыта». - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. С. 324.;
5) Сырых В. М. «История государства и права России. Советский и современный периоды». - М.: Юристъ, 2000. С. 484-485.;
6) Цечоев В. К. «История государства и права России 19-20вв.» - Ростов на Дону: Феникс, 2000. С. 199.;
7) Поцелуев Владимир Алексеевич «История России ХХ столетия: Основные проблемы». - М.: Владос, 2000. С. 265.;
8) «История отечественного государства и права»: В 2 ч. Ч.2/ Под ред. Чистякова О. И. - М.;Бек, 1997. С. 188.;
9) «История государства и права России»: Учебник / Клеандрова В. М., Мулукаев Р. С., Сенцов А. А. и др.; Под ред. Титова Ю. П. - М.: Проспект, 2003. С. 502.;
10) «Административное право» / Под ред. Козлова Ю. Н. - М., 1999. С. 318;
11) Сальников В. П. «Административное право» - СПб., 2000. С. 260.;
12) Манохин В. М. «Российское административное право». - М., 1999. С. 388-389.;
13) Исаев Игорь Андреевич «История государства и права России».- Московская государственная юридическая академия. - М.: Юристъ, 2003. С. 594.;
14) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»;
15) «История государства и права России»: Учебное пособие/ Исаев И. А. - М.; Проспект, 2003, С. 295
16) Конституция РФ 1993 года
Страницы: 1, 2, 3