Рефераты. Государственная регистрация прав на землю и сделок с землей

2. Система органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на землю и сделок с землей

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" от 30 ноября 1994 года № 52 - ФЗ до введения в действие закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сохранялся действующий порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Специальные положения, связанные с регистрацией документов на земельные участки были предусмотрены Указами Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года и "О государственном земельном кадастре и регистрации документов и правах на недвижимость" от 11 декабря 1993 года. Последним Указом установлено, что организация ведения государственного земельного кадастра и регистрации и оформления документов о правах на земельные участки возлагаются на Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.

В соответствии с Примерным положением об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Примерное положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 288, учреждение юстиции является государственным органом, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа, созданного субъектом РФ. При этом Правительство РФ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ создавать одно учреждение юстиции по регистрации прав, действующее на территории субъекта РФ, с филиалами, действующими в границах административно - территориальных единиц.

На основании закона и Примерного положения основными задачами учреждения юстиции являются:

во-первых, государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждан РФ, иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

во-вторых, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организация его бессрочного хранения.

Учреждение юстиции в целях реализации возложенных на него задач осуществляет:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав;

проверку действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица и органа власти;

проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

новую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству РФ, а также проверку законности сделки;

выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав;

направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав;

выдача свидетельства о государственной регистрации прав;

совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки;

выдачу информации о зарегистрированных правах;

- принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в установленном порядке;

ведение делопроизводства при осуществлении государственной регистрации прав;

обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, в том числе дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, а также книг учета документов.

Ведомственная принадлежность учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок, была определена, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1997 года № 1378 "О мерах по реализации ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В качестве федерального органа исполнительной власти в системе государственной регистрации было названо Министерство юстиции РФ, хотя им могло быть определено и другое ведомство (например - Госкомзем РФ). Создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав и сделок производится, согласно закону, субъектами РФ поэтапно и должно завершиться к 1 января 2000 года.

Финансирование учреждений юстиции и их филиалов осуществляется за счет внесения платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных, не запрещенных законом источников. Плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах взимается в размерах, установленных субъектами РФ.

В Краснодарском крае, например, по этому поводу был принят Закон от 6 ноября 1998 года № 154-КЗ "О порядке взимания платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Краснодарского края". Максимальный размер данных платежей установленных Правительством РФ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 11 Закона были приняты постановления Правительства РФ от 21 февраля 1998 года № 237 "Об установлений централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставлении информации о зарегистрированных правах", и от 2 сентября 1998 года № 1013 "Об утверждении Временного положения о порядке перечисления и использования централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах". В соответствии с ними Правительство РФ установило централизуемую долю средств получаемых в виде платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в размере 5 %, которая принадлежит перечислению учреждениями юстиции по государственной регистрации на счет Минюста РФ, а если учреждения юстиции не созданы - на счет иных органов исполнительной власти РФ. Кроме того, четко определены порядок перечисления, направления использования этой доли, установлена отчетность, и учет использования централизованной доли средств.

3. Необходимые документы

В соответствии со ст. 16 Закона о государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество проводится на основании заявления или сторон по сделке с землей. В случае, если сделка с землей была нотариально удостоверена, достаточно заявления одной из сторон.

В заявлении о государственной регистрации права должны быть указаны данные, идентифицирующие заявителя: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место постоянного жительства или преимущественного пребывания - для физического лица; наименование, регистрационный номер в государственном реестре юридических лиц, место нахождения - для юридических лиц.

При подаче заявления физическое лицо - заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность. К таким документам относятся: паспорт гражданина РФ; общегражданский заграничный паспорт гражданина РФ, выехавшего в другое государство на постоянное место жительства и временно находящегося на территории РФ; общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина, имеющий отметку о регистрации в органах внутренних дел или других уполномоченных органах; вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства; удостоверение личности военнослужащего действительной службы; военный билет военнослужащего срочной службы; паспорт моряка; справка из органов внутренних дел с фотографией и реквизитами утерянного паспорта; удостоверение беженца установленного образца, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы; другие документы, предусмотренные действующим законодательством. Если заявитель действует по доверенности, то это также необходимо отразить в подаваемом заявлении о государственной регистрации прав.

В случае, если правообладателем или стороной по сделке является юридическое лицо, то помимо учредительных документов юридического лица (таковыми являются учредительный договор и (или) устав), в соответствии с нормами ГК РФ и федеральных законов, устанавливающих правовой статус отдельных видов юридических лиц, представитель юридического лица передает в учреждение юстиции по регистрации прав документы, подтверждающие личность представителя и его полномочия (например, выписку из протокола общего собрания учредителей об избрании органа юридического лица и др.). В случае подписания договора лицом, не являющегося руководителем юридического лица, дополнительно предоставляется доверенность на заключение сделки, подписанная уполномоченным лицом и скрепленная печатью юридического лица.

Внутренние инструкции, утвержденные Московской регистрационной палатой, предписывают, помимо названных выше документов, дополнительно истребовать от юридических лиц свидетельство о регистрации юридического лица и справку о присвоении кодов статистики. Подобные требования противоречат пункту 2 статьи 17 Закона, который допускает возможность установления дополнительных требований только на основании закона.

В случае, когда для подачи заявления о регистрации сделки необходимо согласие всех сторон и одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, в регистрации должно быть отказано. Подобная сделка (если она была совершена в надлежащей форме), а также связанный с ней переход права собственности могут быть зарегистрированы в данном случае только на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).

К заявлению о государственной регистрации прав на земельные участки в обязательном порядке должны прилагаться следующие документы:

а) правоустанавливающие документы;

б) кадастровый план земельного участка, выполненный в соответствии с установленными техническими требованиями;

в) документ, подтверждающий оплату регистрационных действий;

г) документы, удостоверяющие личность заявителя или сторон по сделке;

д) доверенности управомоченным лицам.

Обязательным приложением к документам, которые требуются для регистрации прав, являются план земельного участка. План земельного участка должен быть удостоверен соответствующим органом. Документы, которые необходимы для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (кроме актов органов власти и местного самоуправления).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.