КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
“ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ”
Работу выполнила
студентка 4 группы 4 курса
юридического факультета
заочного обучения
Потемкина Елена Анатольевна
Краснодар - 2000 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение________________________________________________________________ стр. 3
Государственная регистрация прав на землю и сделок с землей_______________стр. 5
а) понятие государственной регистрации______________________________________стр. 5
б) объекты прав, подлежащие государственной регистрации_____________________стр. 6
в) территория и дата государственной регистрации_____________________________стр. 8
г) участники государственной регистрации____________________________________стр. 9
д) информация о государственной регистрации________________________________стр. 9
е) оплата за предоставленную информацию__________________________________стр. 12
ж) правовая ответственность_______________________________________________стр. 13
Система органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на землю и сделок с землей стр.15
Необходимые документы_________________________________________________стр. 19
Порядок регистрации ___________________________________________________стр. 22
а) Единый государственный реестр прав______________________________________стр.22
б) основания государственной регистрации, ее последовательность_______________стр.23
в) виды сделок с землей, регистрация и выдача свидетельств____________________стр.25
г) основания для отказа в государственной регистрации_________________________стр.27
Нотариальное удостоверение сделок_______________________________________стр.30
Заключение стр. 32
Список использованной литературы стр. 35
ВВЕДЕНИЕ
До введения в действие Гражданского кодекса РФ и принятия в соответствии с ним Федерального закона “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21 июля 1997 года регистрация прав на землю происходила на основе разрозненных правовых норм, включаемых в разные нормативные акты. При этом первоначально в законодательстве проводилась регистрация не прав на недвижимое имущество, а документов (сделок). Так, Земельный кодекс РСФСР 1991 года в статье 31 (ныне признана недействующей) установил, что право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Позднее Законом РСФСР от 23 декабря 1992 года “ О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” было установлено, что договор купли-продажи земельного участка подлежит регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” было предусмотрено правило о регистрации не договоров, а документов (хотя договор тоже документ), удостоверяющих право на землю (в том числе и выданных на основе договора купли-продажи участка). Согласно Указу документы, подтверждающие право на землю (то есть свидетельства на право собственности на землю, государственные акты на право пользования землей), выданные после вступления в силу Указа, без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству,
являются не действительными. Специальные правила, связанные с регистрацией документов о правах на земельные участки, были предусмотрены Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года “О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость”, а также некоторыми другими указами Президента РФ.
Новый ГК РФ и Закон о регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Закон) упорядочили законодательство в этой области, установив порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Закон вступил в действие с 28 января 1998 года, и с этого времени право на недвижимость, в том числе и земельный участок, считается возникшим с момента государственной регистрации этого права, то есть с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав.
Гражданский кодекс РФ закрепил специальный правовой статус недвижимого имущества. Он заключается в том, что право собственности, другие вещные права на недвижимость, их ограничения, возникновение, переход и прекращение подлежат в обязательном порядке государственной регистрации, а Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, одним из важнейших элементов правового режима недвижимости является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статья 131 ГК РФ включила основополагающие нормы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предусмотрела необходимость принятия по этому вопросу специального федерального Закона.
Настоящий Закон является одним из основополагающих нормативно-правовых актов, направленных на создание основ правового регулирования рынка недвижимости в России и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вышеуказанный Закон имеет целью создание единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
И СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ
Понятие государственной регистрации
Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Субъекты РФ принимают нормативно правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию.
Необходимость проведения государственной регистрации впервые была предусмотрена Гражданским кодексом РФ (статья 131, статья 8 Вводного закона к части первой ГК РФ). Она преследовала несколько целей:
а) придать предельную открытость правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах;
б) ввести государственный контроль над совершением сделок с недвижимым имуществом (переход прав на нее) и тем самым защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований;
в) внести единообразие в процедуру регистрации прав на недвижимость на всей территории России.
Можно назвать ряд отличительных параметров регистрации:
во-первых, это акт, имеющий юридическое значение, следовательно, закон связывает с регистрацией определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Права возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с требованиями статьи 164, 219, 223, 433, 551, 558 ГК РФ и другие;
во - вторых, это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения прав на недвижимость. Этим подчеркивается публичный характер государственной регистрации. С одной стороны, государство в лице соответствующего учреждения юстиции по
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в дальнейшем - учреждение юстиции) проверяет законность прав на недвижимое имущество у заявителей и, убедившись в этом, регистрирует их. С другой - государственная регистрация носит открытый характер как с точки зрения соблюдения процедуры всеми ее участниками, так и с позиции возможности получить информацию о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав;
в - третьих, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Иная регистрация объектов недвижимого имущества, проводимая в случаях, предусмотренных законом, другим государственным органом, носит либо специальный, либо учетный характер (пункт 2 статьи 131 ГК). В любом
случаи прямым единственным доказательством наличия у лица прав на недвижимое имущество она не является.
Так, в соответствии со статьями 110 и 111 Земельного кодекса РСФСР и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 1992 г. “О введении государственного Земельного кодекса в РФ” в Российской Федерации проводится регистрация земельных участков в едином земельном кадастре. Однако такая регистрация носит специальный характер и прав на земельный участок не порождает.
Объекты прав, подлежащие государственной регистрации
Согласно статье 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимость:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5