Рефераты. Государственная политика в сфере социальной защиты населения

Одной из проблем может являться наслоение и нетипичное сочетание элементов различных моделей социальной политики разных уровней управленческого воздействия. Реальная возможность противоречий осложняет процесс выработки типичных форм и моделей социальной политики в отдельных регионах и на общероссийском уровне.

Процесс выработки отечественной модели социального государства осуществляется в современных условиях в двух встречных направлениях. Во-первых, «сверху», с федерального уровня, где задаются общие стратегии и ориентиры социальных реформ и, во-вторых, «снизу», с регионального и муниципального уровня, где осуществляются преломление и адаптация общих стратегий на основе местной специфики и потенциала. В результате на региональном уровне рождаются специфические формы и образцы моделей социальной политики, порою отличные друг от друга. Представляется, что именно на пересечении этих двух встречных потоков формирования модели социальной политики постепенно будет вырабатываться, отшлифовываться особая и уникальная общероссийская модель социального государства и социальной политики.

Пока же этот процесс находится в стадии реализации, мы имеем множественность региональных форм и типов формирующихся моделей социальной политики и как следствие - существенную региональную социальную дифференциацию. Причем в качестве основных причинных факторов такой дифференциации выступают не только объективные межрегиональные различия - географические, климатические, ресурсные, экономико-инфраструктурные, финансовые, социально-демографические, социокультурные, но и различия, имеющие существенную субъективную составляющую, к которым в первую очередь могут быть отнесены:

политико-управленческие факторы - политические ориентации, уровень менеджмента региональной управленческой элиты, степень развитости региональных институтов государственной власти;

правовые факторы - уровень оформленности регионального правового пространства, степень развитости региональной правовой базы;

общесоциальные факторы - степень развития институтов гражданского общества в регионе, уровень социальной активности, самоорганизации и самодеятельности населения.

Представляется, что совокупность вышеперечисленных факторов определяет поле межрегиональных различий в социальной сфере и способствует выстраиванию уникальных образцов региональных моделей социальной политики. Сравнительные исследования позволяют зафиксировать различную степень остроты социальной ситуации в российских регионах и выделить регионы с относительно благоприятной социальной ситуацией, регионы с неблагоприятной социальной ситуацией, регионы, социальная ситуация в которых характеризуется умеренной остротой, а также и кризисные регионы.

Рассмотрим проведение грамотной социальной политики в регионах на конкретных примерах.

Для решения социальных проблем муниципального образования, улучшения социального климата и социального здоровья населения в результате теоретических изысканий, с изучением практического опыта в нашей стране, за рубежом (в Швеции, США) органам местного самоуправления г. Благовещенска удалось выстроить новую модель социальной политики, с ее составляющими элементами: социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи и социальной работы.

Построение эффективной системы организации социальной политики на основе проблемно-ориентированного подхода позволили внести коррективы в социальное управление многих отделов и служб (по развитию социальной инфраструктуры, проведению мониторинга и социальных исследований по различным проблемам), дать импульс новой кадровой политике в процессе организации социальной работы. 2000 год явился стратегическим на социально-ориентированные мероприятия по проведению активной семейной политики, целью которой стало укрепление семьи, как социального института, возрождение семейного образа жизни, возвращение семье ее социальных функций и, как результат, стало открытие в сентябре 2000 года первого в Амурской области и на Дальнем Востоке Центра социальной помощи семье и детям. Кадровое обеспечение этого Центра было произведено, практически, за счет выпускников Амурского государственного университета по специальности «социальная работа». Тем самым, было положено начало нового реформистского полхода в строительстве новой модели социальной работы по решению социальных проблем граждан в тесном единении теории и практики социальной работы в г. Благовещенске. Надо сказать, что тесное сотрудничество Управления социальной защиты населения, других отделов и управлений администрации с Амурским государственным университетом способствует социальному развитию муниципального образования, где, в конечном счете, выигрывают клиенты социальных служб.

В целях сокращения масштабов бедности и сохранения достойного уровня гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в г. Благовещенске создана и эффективно функционирует дифференцированная система социального обслуживания населения: для бедных - это социальные столовые, социальные гостиницы, буфет, услуги парикмахерских, бань, ремонт обуви, фото услуги и другие на договорной, благотворительной и государственной основе. Конечно, но сравнению с зарубежным опытом, для нас она представляет просто минисистему социального обслуживания, тем не менее, имеет определенную результативность. Исследования, проведенные в городе в 2004 году, показали, что территориальные органы местного самоуправления в Благовещенске пока не выполняют возложенных на них задач, отсюда идет отставание в социальном развитии отдаленных территорий. В этом же году при ТОСах открыты социально-консультативные пункты. Сегодня они действуют в четырех отдаленных районах города в п. Белогорье, Аэропорт, Моховая Падь, 2- и 3-м микрорайоне (ТОС № 8). С этого же периода разработан совершенно новый принцип построения социальных служб - не институциональный, а территориальный, по опыту Швеции. Перенос акцента социального прогресса к месту проживания граждан позволил обеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающимся.

Системой социального обслуживания населения в городе охвачено более 30 тысяч человек. Это одинокие престарелые граждане, инвалиды, семьи с детьми, семьи, имеющие детей-инвалидов и другие. Система организации социальной работы в г. Благовещенске предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем, и осуществляется через сеть специализированных социальных служб и отделов Управления.

Управлению социальной защиты населения администрации г. Благовещенска и другим отделам и Управлениям социальной направленности с выбором конкретных технологий, методов и форм работы, а также организационных управленческих подходов удалось в последние годы развить и усовершенствовать систему социальной поддержки и социальной помощи населению. Процесс становления социальной работы, как и формирование систем социальной политики, далек от завершения и осмысления ее принципов и методов. Поэтому, необходимо развить систему организации социальной работы по следующим стратегическим направлениям:

Во-первых, парадигма развития и построения всей деятельности социальных служб по организации социальной работы на территории муниципального образования на перспективу в г. Благовещенске - это активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных проблем населения и оздоровления всего социального климата в г. Благовещенске.

Во-вторых, развитие сотрудничества с негосударственными благотворительными организациями, некоммерческими объединениями в вопросах предоставления социальной помощи. Только стабильно развивающаяся экономика, дающая возможность развития гражданского общества, может послужить основой постепенного устранения государства из социальной сферы путем передачи его функций «третьему сектору» - негосударственным организациям различной природы, предлагающих населению широкий спектр социальных услуг. Преодоление ситуаций социальной эксклюзии через взаимодействие общественных объединений (организаций Третьего сектора) с местным самоуправлением является одной из стратегических задач по развитию системы социальной работы в г. Благовещенске:

Внедрение инновационных форм и социальных технологий по работе с населением.

Замена программно-целевого планирования на пилотное проектирование.

В настоящее время в городе для осуществления обратной связи отделов и управлений администрации с населением внедрена акция «Социальная почта». Создан общественно-методический Совет. В Центре социальной помощи семье и детям осуществляется новый вид социального обслуживания - социальный патронат семей с детьми, внедрен инновационный метод организации системы социальной работы «картографирование» с определением социально-неблагополучных районов, с составлением социального паспорта территорий. Целью этих инновационных проектов по патронированию семей и картографированию территорий является:

Расширение сферы влияния муниципальных органов социальной защиты населения на всей территории города и обеспечение социальных услуг всем нуждающимся гражданам.

Принятие законодательных и других нормативных актов Амурской области («О социальном заказе», «О социальных нормативах», «Об организации социальной работы», «О статусе работника социальной службы» и другие).

Создание и развитие институционных структур помощи семье, женщинам, инвалидам, бездомным и т. д. Согласно Концепции развития, муниципальными органами социальной защиты планируется открытие до 2009 года Кризисного центра для женщин, Реабилитационного центра для инвалидов, ночлежного дома при обеспечении организационных, финансовых и правовых ресурсов.

В городе Перми создан специализированный Комитет социальной защиты населения.

Основной целью деятельности комитета является снижение социальной напряженности в г. Перми, проведении единой политики в области социальной защиты, содействие повышению уровня жизни нуждающихся категорий населения.

Для достижения поставленной цели комитет решает следующие задачи:

формирование, функционирование и совершенствование системы социальной защиты населения и социального обслуживания;

разработка и реализация городских программ социальной защиты населения г. Перми;

координация действий структурных подразделений администраций районов по вопросам социальной защиты населения;

формирование сети муниципальных организаций социального обслуживания населения;

разработка эффективных методов социальной защиты населения и реализация их в практической деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.