Рефераты. Государственная Дума в системе органов государственной власти

Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел, посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы. Раздел IV Регламента Государственной Думы ФС РФ

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует:

а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

в) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

д) Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;

ж) Комитет Государственной Думы по собственности;

з) Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

и) Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

к) Комитет Государственной Думы по обороне;

л) Комитет Государственной Думы по безопасности;

м) Комитет Государственной Думы по международным делам;

н) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

о) Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

п) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

р) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

с) Комитет Государственной Думы по информационной политике;

т) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

у) Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

ф) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;

х) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

ц) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

ч) Комитет Государственной Думы по экологии;

ш) Комитет Государственной Думы по культуре;

щ) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

э) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

ю) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;

я) Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

я.1) Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Государственная Дума может образовывать и другие комитеты. Образование или ликвидация комитета Государственной Думы, а также изменение его названия производится путем принятия постановлений Государственной Думы о внесении соответствующих изменений в часть первую настоящей статьи.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Ст. 20 Регламента Государственной Думы ФС РФ

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.

Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса. Ст. 21 Регламента Государственной Думы ФС РФ

В соответствии со ст.96 ч.3 Конституции Российской Федерации первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы председательствуют представители всех избирательных объединений.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока Ст. 32 Регламента Государственной Думы ФС РФ .

На первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы может быть открыто, если на нем присутствует более половины от общего числа депутатов палаты.

Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в печати, по радио и телевидению; на заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители средств массовой информации, независимые эксперты, ученые и специалисты, необходимые для дачи заключений по рассматриваемым палатой вопросам.

Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Президентом России, комитетом или депутатским объединением в Государственной Думе, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства России.

Заседания стенографируются. Представители прессы, радио и телевидения на закрытые заседания палаты не допускаются.

Заседания проводятся в соответствии с принятой Конференцией Государственной Думы общей программой сессии Государственной Думы, утвержденной на ее первом заседании и заблаговременно разосланной депутатам, и календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, утвержденным Конференцией Государственной Думы.

Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются Регламентом. Глава 5 Регламента Государственной Думы ФС РФ

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента России, а также проекты законов и иных нормативно-правовых актов, внесенных в качестве срочных Президентом и Правительством Российской Федерации; проекты законов, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы; проекты законов о ратификации международных договоров; проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений; опросы о выражении доверия Правительству Российской Федерации.

Во время сессии Государственной Думой проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Работа Государственной Думы осуществляется в строго определенные дни недели.

Пленарные заседания Государственной Думы проходят в среду и в пятницу; конференция собирается еженедельно во вторник во второй половине дня; комитеты заседают каждый понедельник и четверг; во вторник депутаты работают в комитетах, во фракциях и депутатских группах, а также проводятся парламентские слушания; каждая четвертая неделя месяца отводится для работы депутатов с избирателями.

Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента России, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа депутатов Совета Федерации.

На любом открытом или закрытом заседании палаты вправе присутствовать: Президент России или полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, члены Конституционного, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях только по специальному приглашению.

На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании.

Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний.

В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.

Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательную инициативу или законодательные предложения.

Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда и выступления руководителей иностранных государств.

В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, которые проводятся по инициативе Конференции Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, по инициативе группы не менее пятидесяти депутатов.

На парламентских слушаниях обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет; важнейшие проблемы внутренней и внешней политики.

Парламентские слушания заканчиваются принятием по обсуждаемому вопросу рекомендаций.

Рекомендации принимаются путем одобрения большинством депутатов, принявших участие в слушаниях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.