Рефераты. Геополитические факторы становления Российской государственности

Фактор холода властно вмешивался в быт россиян: теплые вещи, прочные фундаменты и стены домов, необходимость иметь запасы продовольствия на «черный день» и т. п.

Во все времена это существенно снижало эффективность любого производства. Если раз-ница между температурой внутри здания и снаружи достигает 40-- 50°, то расходы только на отопление помещения становятся сравнимы с остальными производственными издержками.

«Специалисты подчеркивают: для того чтобы обеспечить в Рос-сии такой же, как, скажем, в Западной Европе и тем более в США, уровень жизни, удельные средние затраты энергии на одного чело-века должны быть в 2--3 раза выше, чем сейчас, даже при равенстве технологий, производительности труда и уровня организации мате-риального производства. Причем при обязательном условии, что ис-пользуемые энергоносители будут не дороже, что, разумеется, невозможно» Сенин А.С. История российской государственности: Учеб. Пособие. - М., 2003. - С.10.

2.2. Влияние климата на социально - экономическое развитие

«Крестьянское хозяйство на территории России обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции, что, в свою очередь, обусловило узость рынка рабочей силы, отсутствие возможностей быстрого накопления капитала» Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. - С.8.

Основные поселения восточных славян находились в зоне сплошных лесов, заболоченных земель с подзолистыми, малопри-годными для земледелия почвами. Это на многие века законсерви-ровало примитивную форму обработки земли -- подсечно-огневую систему земледелия, основанную на вырубке и сжигании леса и ис-пользовании естественного плодородия почвы и золы в качестве единственного удобрения. Урожайность при этом оставалась низ-кой. По общепринятым расчетам, только при условии, что одно по-сеянное зерно при уборке урожая приносит минимум четыре, можно прокормить население.

В Западной Европе этот уровень был дос-тигнут еще в XIII в., а в XVII в. в Англии он составил десять зерен на одно посеянное. Это сказалось на объемах вспашки земли и соот-ветствующих трудовых затратах. Английский фермер мог мень-ше пахать земли и откладывать меньшую часть урожая на семена. В России же урожайность долгое время была крайне низкой, да и достигалась она громадными затратами труда. Р. Пайпс пишет: «Можно утверждать, что цивилизация начинается лишь тогда, когда посеянное зерно воспроизводит себя, по меньшей мере, пя-тикратно; именно этот минимум (предполагая отсутствие ввоза продовольствия) определяет, может ли значительная часть населе-ния освободиться от необходимости производить продукты пита-ния и обратиться к другим занятиям» Пайпс Р. Россия при старом режиме / Пер. с англ. - М.: Независимая газета, 1993. - С.32

.

В России же и в XVIII в. средняя урожайность зерновых культур составляла 3--4 зерна на одно посеянное. Положение стало меняться только к концу XVIII в. с присоединением к России Северного Причерноморья и Северного Кавказа.

Многовековая территориальная экспансия России и была выз-нана ее стремлением улучшить свое географическое положение, продвинуться к морям, а следовательно, торговым путям, и занять более удобные земли для развития земледелия и других отраслей экономики.

Несколько веков Московское государство пробивалось к бере-гам Балтийского и Черного морей, а в XVII в. отряды землепроход-цев появились на побережье Тихого океана. Уже тогда Россия стала одной из крупнейших стран мира. Были ли благом эти территори-альные приобретения?

В военно-стратегическом отношении ответ на этот вопрос бу-дет положительным. Это доказали многочисленные войны, кото-рые пришлось вести России. Кроме того, продвижение на Восток не вызвало сильного сопротивления у малочисленного местного населения. Кто-то уступил силе, а кто-то и сам просил принять в российское подданство, стремясь защититься от воинственных соседей.

Однако в социально-экономическом отношении территориаль-ный рост порождал немало новых проблем. В сущности, до сих пор в нашей стране нет достаточных средств для освоения гигантских пространств Сибири и Дальнего Востока.

Не желая мириться с малоземельем и закрепощением, наиболее работоспособные и энергичные крестьяне уходили сначала на Дон, в низовья Волги, позже на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. По оценке специалистов, это оказывало огромное психологическое воздействие, возник своего рода менталитет экстенсивности. Двой-ственна была и политика властей. С одной стороны, они взяли на себя с принятием Соборного уложения 1649 г. обязанность бессроч-но искать и возвращать беглых крепостных крестьян, но, с другой стороны, кому-то надо было осваивать окраины. Поэтому на мно-гие очевидные нарушения законов просто закрывали глаза.

Гигантские пространства, низкая плотность населения созда-вали немало проблем для управления и экономического развития. Если в Западной Европе городские поселения находились друг от друга на расстоянии 20--30 км и любой крестьянин мог за один день добраться до ближайшего городского рынка и вернуться об-ратно, то в России даже накануне Первой мировой войны среднее расстояние между городами в Европейской части страны состав-ляло 83 км, а в Сибири -- 495 км. Это означало, что крестьянину требовалось несколько дней для поездки на рынок. Большие рас-стояния, по свидетельству современников, «заставляют мужика пренебрегать лучшим сбытом своих произведений на рынках, которые от него слишком далеко.

Таким образом, главное условие для экономического успеха -- быстрота сообщений и обмена -- в России пока находит коренное препятствие в рассеянности ее насе-ления.

Находясь в относительно стесненных условиях, западноевропей-ские страны уже давно перешли на путь интенсивного развития, стараясь получить как можно больше промышленной и сельскохо-зяйственной продукции с единицы площади. Наше же продвиже-ние на окраины предопределило общий экстенсивный путь развития экономики, а значит, неизбежное отставание от разви-тых европейских государств.

«Нетрудно указать на те объективные факторы, которые определили социально-культурное отставание традиционного общества в России от более развитых западноевропейских стран. Это, во-первых, природно-географические и демографические условия - освоение численно незначительным населением громадной территории (особенно на северо-западе и северо-востоке) с достаточным суровым климатом и ограниченными возможностями ведения сельского хозяйства. Колонизация в России негативно влияла на ход русской истории, поскольку она исчерпывала людские ресурсы, способствовала низкой плотности населения, препятствовала распространению частной собственности на землю и применению наемного труда. В конечном итоге колонизация привела к относительно отсталому от западно-европейской цивилизации техническому и культурному уровню в России.

Таким образом, суровые климатические условия с сильной амплитудой параметров естественной среды, требующие коллективных форм ведения хозяйства, породили необходимость существования некой организующей силы, которой на Руси и стало государство. Высокая жизнеспособность общин, их устойчивость и постоянная потребность в патерналистской деятельности государства привели к своеобразному парадоксу - возникновению, наряду с общинным самоуправлением, деспотического режима с очень большой степенью прочности. Географическое положение России обеспечило ее безмерное пространство, государственное овладение которыми, по мнению Н.А. Бердяева, сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил» Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. - С.10.

3. Роль христианства

Огромное влияние на становление российской го-сударственности оказало принятие христианства в 988 г. В «Повести временных лет» сообщается о при-бытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров. Приняв их, киевский князь Владимир ра-зослал бояр по окрестным государствам. Выслушав их, он сделал выбор в пользу христианства.

Известно, что христианство проникло в Киевскую Русь гораздо раньше даты его официального принятия в 988 г. В числе первых рус-ских, принявших крещение, была княгиня Ольга.

«Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии стало событием большого исторического значения. Древне-русское государство упрочило экономические, политические и ди-настические связи с христианскими государствами. Своеобразным признанием Руси на Западе стали браки дочерей киевского князя Ярослава Мудрого: Анна вышла замуж за французского короля Ген-риха I, а Елизавета стала супругой норвежского короля Геральда. Новая религия ускорила изживание на Руси местных племенных различий, способствовала процессу этнической консолидации.

Хри-стианство принесло на Русь новую архитектуру и живопись, способствовало распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению в страну произведе-ний зарубежных авторов» Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1985. - С.69

.

После окончательного раскола христианской церкви в 1054 г. на католичество и православие на Руси утвердилась православная ветвь христианства.

Православие как одно из направлений в христианстве стало складываться с середины IV в. как официальная религия Византийской империи. Православие не имеет единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько автоке-фальных (административно-самостоятельных) церквей, каждая из которых имеет свою специфику, но придерживается обшей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенских соборов и труды отцов церкви II--VIII вв.).

Архиепископ Никанор так оценивал значение выбора, сделанного Владими-ром Святославичем: «Православная церковь принесла на Русь из православной Византии идею великого князя, как Богом поставленного владыки, правителя и верховного судью подвластных народов, идею государства. Церковь утвердила единство народного самосознания, связав народы единством веры. Церковь созда-ла сначала одно, потом другое дорогое для народов святилище в Киеве и Москве. Церковь перенесла на Русь грамоту и культуру, государственные законы и законы византийского царства. Единственно церковь была собирательницею разрознен-ных русских княжеств».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.