Рефераты. Генезис и содержание понятия правосознание

Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) человека в юридически значимых ситуациях. Специфика правосознания по сравнению с другими формами, или областями сознания (политической, нравственной, эстетической) составляет осознание и переживание связанности явлений и процессов с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с юридическими правами, обязанностями и санкциями. В правовое сознание общества включают систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей (социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правосознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном в отношениях между людьми данного общества.

В содержании правосознания входят четыре вида оценочных отношений, к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению (самооценка). Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатывается содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях, ответственности. Их активная роль проявляется по отношению человека к общественному, так и к индивидуальному правосознанию, политическому и др. видам сознания граждан. Воздействие права на общественное сознание выражается в том, что правовые подзаконные акты придают обязательное значение тем правовым и политическим взглядам и представлениями, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Получив отражение в правовом акте, эти взгляды и представления наделяются авторитетом государственной воли, что определяет их активную роль в формировании и развитии правосознания.

Известны различные виды правосознания. По субъекту-носителю правовое сознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Эта классификация, как и любая другая, условна.

Индивидуальное правосознание представляет собой совокупность правовых знаний и оценок правовых явлений, свойственных отдельно взятой личности. Именно индивидуальное правовое сознание определяет степень правовой активности, способность личности отстаивать свои права и свободы. Формами проявления индивидуального правосознания являются: приспособление индивида к правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы, безразличие к действующему праву Поскольку личность формирует свое отношение к праву, будучи включенной, в группу, общественное движение, политическую партию, то индивидуальное правосознание тесно связано с групповым.

Групповое правосознание обычно отражает интересы классов, этносов, профессиональных групп, объединенных в партии, движения, общественные организации. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное правосознание охватывает правовые идеи, принципы, теории, признанные большинством общества. Наиболее отчетливо общественное правосознание проявляется на выборах, референдумах, плебисцитах. Общественное и групповое сознание не существует вне индивидуального. При этом предполагается, что правовое сознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание - это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующие соответствующие группы и общество в целом. Общественное правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре индивидуумов. Между ними должно иметь место соответствие, и часто оно достигается. Законопослушный гражданин исполняет осознанно законы, принятые государством. Можно считать, что правовая культура того или иного общества высокая, когда государство в своих законодательных актах исходит из интересов большинства своих сограждан, защищает их безопасность и благополучие, а подавляющая часть граждан этого государства активно поддерживает правовые установления власти. Но даже при взаимном соответствии интересов государства и значительной части граждан возможны расхождения интересов части граждан и общества. В результате общественное, групповое в целом, и индивидуальное, сознание в частности, постоянно вступает в противоречие осознанно или неосознанно с одной стороны с новой социально-экономической и политической системой как формы выражения социального бытия, а с другой стороны - с имеющимся правовым пространством. Одна из функций группового и индивидуального сознания - это определение сущности и формы выражения правового пространства, его границы и характера своего пребывания и действия в системе права.

Можно говорить о роли правосознания на нескольких уровнях. Первый из таких уровней - “застывшее” материализовавшееся правосознание. Следы такого правосознания можно обнаружить в научной и художественной литературе, живописи, архитектуре, не говоря уже о письменных юридических источниках. Подобное правосознание способно оказывать влияние на правовое развитие и действие права, однако такое влияние, как правило, всегда не прямое, а косвенное. Правовые принципы, идеи, сформулированные в прошлом “заражают” людей, содействуя формированию у них определенного юридического мировоззрения, которое, в свою очередь, обусловливает определенное отношение к действующему праву и соответствующее поведение. Второй уровень правосознания - личностный (индивидуальный). В отечественной практике обращение к правосознанию отдельной личности было чрезвычайно редким. Основное внимание всегда сосредотачивалось на больших величинах - правосознания общества в целом, рабочих, молодежи и др. Третий уровень правосознания в обществе - коллективный. Здесь главную роль играет уже не отдельная личность, а различные социальные общности. Необходимо еще понять, по каким принципам и правилам отдельные правосознания объединяются в групповое, коллективное, а последнее - в то, что с большей долей условности можно назвать общественным правосознанием.

С точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

1.Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Оно отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления и наиболее явно проявляется на индивидуальном и групповом уровнях. Здесь взаимосвязаны эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. На данном уровне правосознание нестабильно, так как зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющихся опыта. В то же время, оно во многом статично, так как стереотипы мешают гибкости мышления. Обыденное правосознание, присущее большинству людей, включает отрывочные представления о праве, зачастую неверные, отягощенные предрассудками В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко. Социология права. Ростов-на-Дону.2002г,с.280. Обыденное правосознание общества характеризуется определенными свойствами:

Ш Возникает из повседневной деятельности людей по удовлетворению своих потребностей, связанных напрямую с правом,

Ш Напрямую зависит от уровня развития правового мышления людей, их образования и обучения,

Ш В классовом и национальном обществе носит классовый и национальный характер.

Благодаря прямой зависимости обыденного сознания от объективно-экономической и правовой реальности в нем содержится начало теоретико-правовой идеологии класса. Способами выражения обыденного сознания является общественная психология, в структуру которой включены такие элементы, как правовые потребности, правовые интересы, правовые ценности, обычаи, настроения, податливость, внушение. Обыденное сознание ценно тем, что оно коррелируется общественной жизнью, и подвергается творческой обработке, является основой для теоретического сознания.

2. Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на базе широких глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и результатов специальных исследований социально - правовой действительности. На этом уровне правосознание представляет собой целостную систему взглядов на природу права. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики, так как социологически, философски многократно доказано, что нет ничего боле прочного, чем хорошая теория. По этой причине научное правосознание должно определять развитие законодательства, правовых институтов и права в целом. Теоретическое правосознание призвано выработать единую социально-правовую программу, опираясь на правовую, экономическую и социальную практику. Должно, направлено и активно воздействовать, на общественное сознание, и конечно конкретные правовые интересы индивида, класса или социальной группы должны быть представлены достаточно стройной и убедительной теорией. Следовательно, научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характеризует идеологический пласт и состоит как бы из общетеоретических, философских знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук. Разумеется, к научному правосознанию, относится весь спектр проблем правового развития человечества, в том числе гипотезы об “отмирании” права, о правовом нигилизме, представления о законе как о воле государства и т.д.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.