Европейский суд по правам человека учел, что запрет на профессии не был введен в других государствах - членах Совета Европы и даже в самой ФРГ долг лояльности трактовался и исполнялся по всей стране не одинаково, в ряде земель участие в политических партиях не считалось несовместимым с должностью государственного служащего.
В итоге Европейский суд по правом человека вынес решение от 26 сентября 1995 г., в котором признал нарушение ст.10 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предложив Правительству ФРГ и Фогт представить в ближайшие 6 месяцев письменные замечания по данному вопросу и, в частности, уведомить Европейский суд о любом достигнутом ими соглашении, отложил дальнейшее рассмотрение и уполномочил Председателя возобновить его, если в том возникнет необходимость. Таким образом, Европейский суд по правам человека признал увольнение Фогт по мотиву ее активного участия в деятельности Германской коммунистической партии нарушением ее политических прав.
Отдельные судьи Европейского суда по правам человека выразили мнение, что статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод к делу Фогт неприменима.
Так, судья Готчев считает, что доступ на государственную службу не является одним из прав, защищаемых Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Статья 10 Европейской конвенции неприменима, потому что Фогт уволена не за то, что она позволила себе высказывание определенных мнений и идей. Суд уволил ее из-за принадлежности к ГКП, членства в ее региональном исполнительном комитете и выдвижения ее кандидатом от ГКП на парламентских выборах.
В решение об увольнении Фогт нет никаких ссылок на заявления, публикации и другие способы выражения мнения.
Судья Готчев подчеркнул, что ранее Европейский суд по правам человека рассмотрел дела Глазенана и Козика и пришел к выводу, что нарушения ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод нет, хотя увольнение Глазенана явилось следствием письма, посланного им в газету, а увольнение Козика - следствием опубликования им двух книг. Таким образом, увольнения обоих заявителей явились следствием высказывания мнений.
Судья Ямбрек выразил особое мнение, согласно которому дисциплинарные меры, принятые против Фогт, были соразмерными и их следует считать необходимыми в демократическом обществе. См.: Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. - М., 2000. - Т. 2. - С.105.
4. Нормы, направленные на охрану политических свобод.
5. Нормы, направленные на охрану личной свободы и обеспечение судебной защиты прав и свобод.
6. Нормы, направленные на охрану свободы передвижения и выбора места жительства.
7. Нормы, направленные на защиту имущественных прав.
Европейский суд по правам человека рассматривает только жалобы, направленные против государства, которое подписало и ратифицировало Конвенцию, если нарушение предусмотренных Конвенцией прав и свобод допущено государством после ратификации им Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 5 мая 1998 г. Жалобы на нарушения, допущенные до ратификации Конвенции, рассмотрению не подлежат. Ответчиком по жалобе может быть только государство.
Так, гражданка России Л. Тумилович обратилась в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение ее трудовых прав акционерным обществом «Сатурн». Суд признал ее жалобу неприемлемой. См.: Туманов В.А. Указ. соч. С.43.
Суд принимает жалобу, только если заявителем исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Если в удовлетворении требований заявителя отказано судом второй инстанции, он вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. См. там же. С.54-55.
Европейский суд по правам человека не принимает к рассмотрению жалобы, поданные после истечения 6 месяцев со дня принятия окончательного решения на национальном уровне (ст.35 Конвенции).
По моему мнению, ограничение подачи жалобы 6-месячным сроком со дня принятия окончательного решения препятствует защите прав и свобод человека. Этот срок нужно либо исключить, либо увеличить его хотя бы до двух лет.
Следует признать, что уровень защиты прав человека в Европе на голову выше, нежели в таких странах, как Россия. Одним из определяющих векторов проходящей в нашей стране реформы судебно - правовой системы является утверждение судебной защиты прав граждан, которая должна отвечать назревшим потребностям российского общества, соответствовать международным нормам, в том числе европейским стандартам по правам человека. Речь идет о значительном обновлении законодательной базы в сфере судебного производства. Причем вводимые в российское законодательство общепризнанные правовые нормы и механизмы должны опираться и взаимодействовать с утвердившимися и оправдавшими себя в современных условиях традиционными для нас правовыми институтами.
После вступления России в Совет Европы (февраль 1996 года) нашей стране удалось многое сделать по имплементации европейских норм в российскую судебно-правовую систему. В результате ратификации Российской Федерацией основных европейских конвенций по защите прав человека фактически все их принципы и нормы стали составной частью российского законодательства, регулирующего судопроизводство. Им, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального неконституционного и регионального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственное включение их в российские законодательные акты и создание соответствующего механизма реализации этих норм.
В условиях рыночных отношений соблюдение в нашей стране общепризнанных норм по правам человека во многом зависит от деятельности государства, направленной на гуманизацию социально-экономической жизни общества и повышение жизненного уровня населения. Это должно учитываться в рамках проведения экономических и социальных преобразований.
Проходившие в течение последнего десятилетия экономические реформы сопровождались значительным снижением жизненного уровня населения, спадом производства, недостаточным финансированием программ в области здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры, нехваткой средств на содержание судебных и правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы, сокращением расходов на другие социальные программы. Все это в целом отрицательно сказалось на соблюдении фактически всех прав человека в России и в значительной степени поставило под вопрос выполнение правовых обязательств перед Советом Европы, которые наша страна приняла на себя в соответствии с заключенными договорами.
Остается только надеяться, что когда-нибудь и в нашей стране права и свободы человека будут гарантированны так же, как сейчас в Евросоюзе.
1. Всеобщая Декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Юридическая литература. - 1990. - С. 14 - 20.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом N 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 12.
4. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 12.
5. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // Московский журнал международного права. - 2003. - N 2. - С. 302 - 314.
6. Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. - М., 2000. - Т. 2. - С.104.
7. Туманов В. А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. - М., 2001. - С.6.
8. Wyatt D. New Legal Order or Old? (1982) 7 EL Rev 147.
9. Case 26/62 Van Gend en Loos [1963] ECR 1, § 2(в) / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
10. Case 130/79 [1980] ECR 1887, § 12 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
11. Case 33/76 Rewe [1976] ECR 1989, Case 45/67 Comet [1976] ECR 2043 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
12. Case 13/68 Salgoil [1968] ECR 453. S.463 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
13. Case 179/84 Bazzetti [1985] ECR 2301, § 17 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
14. Case 199/82 [1983] ECR 3595 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
15. Case 106/77 [1978] ECR 629 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
16. Pescatore 1983. S.156; Barav 1991. S.9 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
17. Case 106/77 [1978] ECR 629, § 21 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
18. Case 106/77 [1978] ECR 629, § 22 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
19. Case 158/80 [1981] ECR 1805 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
20. Opinion A-G Mischo in Joined Cases C-6/90 and C-9/90 Francovich [1991] ECR I-5337 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
21. Case 33/76 [1976] ECR 1989, Case 45/76 [1976] ECR 2043.
22. Case C-208/90 [1991] ECR I-4269 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
23. Case C-208/90 [1991] ECR I-4269, § 21-22 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
24. Case 199/82 [1983] ECR 3595 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
25. Case 14/83 [1984] ECR 1891 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
26. Case C-271/91 [1993] ECR I-4367 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
27. Case 222/86 [1987] ECR 4097 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
28. Case C-213/89 [1990] ECR I-2433 / (Цит. по Наруцкий А. С. Защита коммунитарных прав в практике суда Европейских сообществ // Законодательство. - 2002. - N 7)
Страницы: 1, 2, 3