Рефераты. Гарантии местного самоуправления

свободы экономической деятельности, предпринимательст-ва и труда;

разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии местного самоуправления -- это по-литико-правовой режим нашего государства:

система государст-венной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации;

народо-властие, осуществляемое на основе политического и идеологичес-кого многообразия непосредственно народом, а также через ор-ганы государственной власти и органы местного самоуправления;

самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и сво-бод человека и гражданина и др.

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и об-щества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государ-ством исторических, культурных, национальных, а также мест-ных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.

При этом необходимо учитывать, что наше общество и госу-дарство переживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому те осно-вы и принципы политической, экономической и духовной орга-низации общества, которые выступают одновременно предпосыл-ками и основами развития местного самоуправления, также нуж-даются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, в кото-ром в полной мере будут созданы и обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этом направле-нии пока сделаны лишь первые, но очень важные, определяющие вектор нашего общественного развития, шаги.

2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправ-ления представляют собой правовые средства обеспечения дея-тельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, ко-торые также содержат правовые средства обеспечения деятель-ности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).

Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:

организационную и материально-финансовую самостоятель-ность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

защиту прав местного самоуправления и создание благопри-ятных возможностей для их наиболее полной реализации.

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоя-тельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компе-тенции органов местного самоуправления.

Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуп-равления. Следовательно, государство признает местное самоуп-равление в качестве самостоятельного уровня осуществления на-родом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособ-лена от государственной власти и действовать в известных пре-делах автономно.

Гарантиями организационного обособления и самостоятель-ности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федера-ции положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями еди-ной иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности ниже-стоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих орга-нов нижестоящими органами (что было характерно для советской Организации власти на местах).

Развивая конституционные положения об организационной самостоятельности местного самоуправления Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” устанавливает, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и госу-дарственными должностными лицами не допускается (ст. 14).

2. Самостоятельность определения населением структуры ор-ганов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131). Следовательно, население впра-ве непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его органи-зационную структуру и процедуры деятельности.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Феде-рации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявле-ния, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учиты-вающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выно-сится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; на-именование выборных и других органов местного самоуправле-ния; срок полномочий депутатов представительных органов мест-ного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.

Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность ор-ганов местного самоуправления, не вправе предусматривать обя-зательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления. В постановлении Конституци-онного Суда Российской Федерации “По делу о проверке консти-туционности ряда положений Устава -- Основного Закона Читин-ской области” от 1 февраля 1996 г. отмечается, что статья Устава Читинской области, предписывающая органам местного самоуп-равления образовывать свои исполнительные органы, не соответ-ствует Конституции Российской Федерации. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не содержит понятия “исполнительные органы местного самоуправления”, требуя в обязательном поряд-ке лишь наличия выборных органов муниципальных образова-ний. Образование других органов местного самоуправления Закон оставляет на усмотрение самих муниципальных образо-ваний.

3. Организационная самостоятельность местного самоуправле-ния, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образо-вание органов местного самоуправления, кадровая политика на-ходятся в ведении муниципальных образований.

Федеральный закон “Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации” запрещает обра-зование органов местного самоуправления, назначение должност-ных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).

Правовая регламентация муниципальной службы, включаю-щая требования к должностям, статус муниципального служаще-го, устав и порядок прохождения муниципальной службы, управ-ление службой, определяется уставом муниципального образова-ния в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом,

4. Контроль государственных органов за деятельностью орга-нов местного самоуправления имеет известные пределы, обуслов-ленные организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должност-ных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недей-ствительными по решению суда. Досрочное прекращение полно-мочий соответствующего органа местного самоуправления, вы-борного должностного лица возможно по решению законодатель-ного (представительного) органа государственной власти субъек-та Российской Федерации, с соблюдением особой процедуры, установленной статьей 49 федерального закона “Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской фе-дерации”.

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномо-чий определяется соответственно федеральными законами и за-конами субъектов Российской Федерации.

5. Для самостоятельного решения местных вопросов и возла-гаемых на них задач органы местного самоуправления наделяют-ся собственной компетенцией.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федера-ции, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федераль-ному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”, ограничивать гарантиро-ванные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

Подчинение одного муниципального образования другому за-коном не допускается.

6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символи-ку), отражающую исторические, культурные, социально-эконо-мические, национальные и иные местные традиции.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Рос-сийской Федерации допускается с учетом мнения населения со-ответствующих территорий. При этом субъекты Российской Фе-дерации устанавливают законом гарантии учета мнения населе-ния при решении вопросов изменения границ муниципального образования.

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресур-сов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полно-мочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.