Рефераты. Функции и основные принципы организации местного самоуправления

4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Социально-экономическое развитие и самостоятельность местного самоуправления возможны лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресур-сов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полно-мочиям, которые законодательство закрепляет за органами мест-ного самоуправления.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, выступает закрепляемая законодательством финансо-во-экономическая база местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1).

При этом Закон устанавливает, что муниципальным образова-ниям должна обеспечиваться экономическая и финансовая само-стоятельность в соответствии с разграничением предметов веде-ния между муниципальными образованиями (ст. 6).

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и рав-ным образом защищается государством наряду с другими форма-ми собственности.

Органы местного самоуправления вправе совершать с муни-ципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов му-ниципальной собственности. При этом порядок и условия прива-тизации муниципальной собственности определяет муниципаль-ное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объ-ектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

2. Органы местного самоуправления вправе, в соответствии с Законом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций.

3. Ст. 4 и 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федера-ции обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятель-ности местного самоуправления.

К таким гарантиям закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия мини-мально необходимых расходов местных бюджетов.

4. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных пол-номочий, которые законом могут быть переданы органам местно-го самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вы-званные решениями, принятыми федеральными органами госу-дарственной власти и органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации.

5. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного само-управления самостоятельно формировать, утверждать и испол-нять местный бюджет.

Органы местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате

6. Органам местного самоуправления принадлежит право вы-пускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кре-дитные учреждения.

В интересах населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэ-кономическую деятельность

5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания насе-ления.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жиз-ненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-пер-вых, организуют, содержат, развивают соответствующие муници-пальные предприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, уч-реждений и организаций закрепляет ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. Ст. б данного Закона обязывает органы местного самоуправления за-ниматься вопросами организации, содержания и развития муни-ципальных учреждений дошкольного, основного общего и про-фессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.

Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилиза-ции и переработки бытовых отходов; транспортного обслужива-ния населения и т.п.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обес-печения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных меро-приятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.

В-третьих, органы местного самоуправления регулируют во-просы, относящиеся к данной области муниципальной деятель-ности. Представительные органы местного самоуправления при-нимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 37 федерального закона «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизнен-ных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы мест-ных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федера-ции отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

6. Охрана общественного порядка

Ст. 132 Конституции Российской Федерации устанавлива-ет, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок -- это составная часть правопорядка в нашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедея-тельности граждан. Поэтому успешное осуществление данной функции местного самоуправления выступает одним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.

Общественный порядок - основа нормальной жизни муници-пального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.

Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объеди-нений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местного жизни.

Все это предполагает создание на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав и свобод. Достижение данной цели требует разнообразных мер. Непосредственное отношение к ним имеет правомочие муниципальных органов в пределах, установленных законом, принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность (ст. 6 КоАП). Такие акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 19) вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая соглас-но Закону Российской Федерации «О милиции» (1991 г) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. В районах, городах, районах городов она создается и функционирует в качестве структурного звена в составе отделов (управлений) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации. Их начальники назначаются вышестоящими руководителями по согласованию с исполнительными органами с последующим утверждением представительными органами муниципальных образований. Численность местной милиции (с учетом действующих нормативов) обеспечивается финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальные образования вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность милиции общественной безопасности, контролировать ее деятельность.

В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административ-ные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.

Также в обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административ-ные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.