Важная и ответственная роль в управлении принадлежит ру-ководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудни-кам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства орга-ном либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.
Умение, по сравнению со знаниями и навыками, является бо-лее сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном исполь-зовании знаний для решения практических задач.
Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его дея-тельности, в том числе и по обеспечению взаимодействия своих подчиненных - следователей и работников органов дознания. Их можно разделить на 3 группы:
1. Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;
2. Командные умения, необходимые для эффективного руко-водства личным составом при выполнении функций охраны об-щественного порядка и борьбы с преступностью;
3. Педагогические умения, необходимые для реализации вос-питательных функций. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001. - С. 27.
Организаторские умения связаны с реализацией управленче-ского цикла (перспективного и текущего планирования, сбора, обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых ре-шений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации ос-новных форм работы руководителей: организовывать и вести слу-жебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разго-воры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.
Организаторские умения руководителя связаны также с орга-низацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной ра-боты, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формиро-ваниями при организации охраны общественного порядка и борь-бы с правонарушениями, умение работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприят-ный морально-психологический климат, предупреждать и разре-шать конфликты, работать с ближайшими помощниками и акти-вом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.
Очевидно, что этот комплекс умений, помимо опыта и жиз-ненной мудрости, требует обширных знаний в области психоло-гии.
Важными и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава: ра-ционально и эффективно использовать силы и средства, добивать-ся максимальных результатов при минимизации трудовых и мате-риальных ресурсов; организовывать творчество и инициативу со-трудников, объективно оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельности органа.
Наконец, следующий комплекс умений рассматриваемой группы связан с организацией личной работы руководителя. На-целивая подчиненных на эффективную работу, руководитель, в первую очередь, сам должен проявлять образец организованности и деловитости, собранности, культуры труда. В силу своего долж-ностного положения ему необходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать свою работу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время, обладать вы-сокой трудоспособностью, правильно реагировать на критику. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001. - С. 27.
Командные умения руководителя органа внутренних дел харак-теризуют его как строевого командира, тактика и стратега. Они включают: умение тактически грамотно и эффективно использо-вать вверенные силы и средства для выполнения поставленных перед органом внутренних дел задач; способность проявлять твер-дую волю и принимать оптимальные решения в самых критиче-ских ситуациях; обладания навыками командования людьми.
Педагогические умения руководителя органа внутренних дел составляют навыки педагогического воздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна без наличия высо-ких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом. Обладание званием руководителя автоматически лидерства не подразумевает. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. Т. 3. Выполнение как функция управления. - М.: ВИПКэнерго, 1992. - С. 123. Эти умения базируются на знаниях в области психологии и педагогики, принципов, форм и методов воспита-тельной работы. Они предполагают наличие у руководителя пе-дагогического такта, коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива, находить индивидуальный под-ход к конкретной личности, владеть устной речью, уметь убеждать подчиненных в своей правоте.
Руководители следственных аппаратов и оперативных подразделений ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно - розыскной деятельности.
В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию преступлений.
Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2 - 3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по "горячим следам".
Ежеквартально изучается состояние организаторской работы 1 - 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению.
Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.
Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.
Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК РФ.
Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК РФ, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Страницы: 1, 2, 3, 4