Рефераты. Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Не остаются в стороне и СМИ: полупорнофильмы, так называемая эротика заполняют кино- и телеэкраны. Не так давно прекращена деятельность компании "Голубая орхидея", раскинувшей свои "сети"-филиалы по всем странам СНГ. Между прочим, детская порнография в США наказывается многолетним заключением, и не условным, а реальным. Законодательство в странах Содружества значительно либеральнее.

В ряде стран СНГ приняты акты, расширяющие систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, - в нее включены обращение в суд, помещение подростков с девиантным поведением в центры временной изоляции и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Ждут своей разработки и принятия законы о государственной поддержке многодетных семей. Касается это, главным образом, стран, в которых популярна многодетность, - Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии и Туркменистана. На повестке дня парламентов - законопроекты о развитии детско-юношеского спорта, о социальной помощи несовершеннолетним, освободившимся от наказания, и о социальной реабилитации несовершеннолетних.

Вновь и вновь поднимается проблема альтернативных семейных форм и устройства детей, оставшихся без родительского попечения, - имеются в виду усыновление, приемные семьи и т. п. Это, конечно, при благоприятных обстоятельствах, наилучший выход для одинокого ребенка.

Усыновление предусмотрено во всех семейных кодексах и законах стран Содружества. Автору довелось принимать участие в конференции, посвященной международному усыновлению, на которой присутствовали специалисты всех государств СНГ, многих зарубежных фирм. На конференции превалировало мнение: предлагать больше детей на усыновление иностранцам. Участники также настойчиво рекомендовали зарубежное усыновление как панацею от всех наших социальных бед, фактически поощряя зарубежные и российские фирмы к продаже детей за рубеж. Автор, пожалуй, был единственным участником, выразившим негативное отношение к общему мнению, отметив, что усыновление надо распространять в собственных странах, беречь свой генофонд, охранять наше национальное достояние - детей. Дилеры, которых было большинство, проигнорировали позицию автора и одобрили расширение практики усыновления детей из стран СНГ иностранцами.

Усыновление детей практически из всех стран СНГ семьями из развитых западных государств внешне выглядит, конечно, весьма красиво. Там ребенка вылечат, и вырастет он настоящим человеком (Запада). Но практике известны вопиющие случаи использования малолетних детей для проведения чудовищных медицинских экспериментов или же просто продажи их сутенерам или педофилам. Конечно, во всех этих странах имеются надзорные инстанции, цель которых - борьба с коммерсантами от "благотворительности", совершающими подобные преступления. Несмотря на это, в СМИ часто появляются сообщения на эту тему.

Сегодня с образованием в России, да и в других государствах СНГ центров (банков) данных о детях, оставшихся без родительского попечения, о детях-сиротах или же просто брошенных, оставленных в силу различных причин матерями в родильных домах, положение с учетом и устройством таких детей значительно улучшилось, однако проблемы все еще остаются.

В государствах СНГ законодательство и практика активно противодействуют распространению этого социального зла - правда, не везде успешно.

В 2001 году в Республике Беларусь принят Закон "О государственной программе по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы". В пункте 11 Указа Президента Республики от 15 мая 2001 г. предложено продолжить работу по созданию многопрофильного и физкультурно-оздоровительного Центра для организации культурно-массовой и физическо-оздоровительной работы с молодежью, подростками и детьми по месту их жительства.

Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" был принят 16 апреля 2001 г. (3) и явился образцом для государств - участников СНГ. Такого рода законы уже приняты и в ряде регионов России, исходя из п. "к" ст. 72 Конституции РФ.

Банки данных о детях выполняют двойную функцию: с одной стороны, ни один брошенный ребенок не остается без учета, без внимания государства, а с другой - значительно облегчается процесс усыновления таких детей, устройства их в приемные семьи, установления опеки и попечительства, определения в интернаты и другие детские и подростковые учреждения, поскольку в этих банках имеются полные данные на каждого ребенка, оставшегося без родительского попечения. Кроме того, пресекается нелегальная продажа детей.Таким образом, банк данных служит еще одним средством выявления и устройства безнадзорных детей и подростков, изъятия их из криминальной среды. Следует только сказать, что работа эта находится в самом начале.

Несколько сложнее обстоит дело с принятием закона об Уполномоченном по правам ребенка, отсутствие которого стало сегодня серьезной опасностью для государства в связи с развитием детской безнадзорности и беспризорности.

Необходимость принятия такого закона в РФ обусловлена, кроме всего прочего, включением его в План действий по улучшению положения детей в России на 2001- 2002 гг. (п. 22). Состоялось несколько совещаний и семинаров, участники которых однозначно высказались за принятие такого закона, обсуждался он и в Государственной Думе, но пока еще не принят. Надо надеяться, что это произойдет в ближайшее время.

В 12-ти субъектах Российской Федерации уже учреждены должности Уполномоченного по правам ребенка на основе региональных законов. Итоги первых лет работы подтвердили актуальность, социальную значимость и эффективность этого института.

Теперь требуется внести эту должность в ст. 7 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (4) и соответствующие акты государств - участников СНГ.

К сожалению, материалов по данному и другим вопросам, связанным с принятием в государствах - участниках СНГ эффективных мер по профилактике и борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, недостаточно, и информации о них поступает мало, что не позволяет сделать определенные выводы по решению этой проблемы.

В Азербайджане разработан законопроект "О правах ребенка". В предлагаемом законе в соответствии с Конвенцией ООН "О правах ребенка" закреплены все основные права и свободы детей. Затем парламент республики принял Закон "О социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки".

Разработаны государственные программы:

- "О поддержке молодых семей";

- "О патриотическом воспитании молодежи";

- "Об обеспечении занятости демобилизованной из армии молодежи";

- "О поддержке одаренных детей и подростков";

- "О профилактике правонарушений, преступности и наркомании в молодежной среде".

По поручению Президента Министерство внутренних дел вместе с общественными организациями подготовило обширную программу по реализации государственной молодежной политики.

Эта программа утверждена Указом Президента Республики в июле 1999 г. Она состоит из девяти разделов и 58 пунктов и охватывает почти все направления государственной молодежной политики.

Сегодня в уголовных кодексах государств СНГ можно проследить основные направления работы с беспризорностью. Так, в статье 85 УК Киргизии формулируются условия освобождения несовершеннолетних от наказаний, в ст. 87-об условно-досрочном освобождении. Статья 127 УК Узбекистана преследует вовлечение несовершеннолетних в антисоциальное поведение, в Казахстане за это преступление может быть применено наказание до двух лет лишения свободы.

Все эти меры очень трудно назвать профилактическими, они скорее карательные. Уголовные кодексы преследуют создание притонов и сутенерство, распространение проституции среди несовершеннолетних (Белоруссия, Туркмения, Узбекистан и др.).

Особенно опасное влияние на детей и подростков оказывают порнографические издания, распространение культа насилия и жестокости (кино, видео, литература). Меры по борьбе с этими негативными явлениями определены в кодексах Киргизии, Украины, Узбекистана. В ряде государств Содружества усиливается ответственность за невыполнение обязанностей по уходу за детьми (Украина), ненадлежащее выполнение обязанностей по охране жизни и здоровья несовершеннолетних (Туркмения), уклонение родителей от содержания детей (Белоруссия).

У нас в стране последние годы, особенно после выступлений на эту тему Президента Российской Федерации В. В. Путина, проведения конференций и совещаний, принятия экстренных мер, ситуация существенно улучшается, но до благополучного положения дел в сфере ликвидации детской безнадзорности и беспризорности еще далеко.

Требуются еще более эффективные совместные усилия всех общественных и государственных структур и учет проводимых мероприятий в системе образования и правоохранительных органов, которые в совокупности помогут изменить к лучшему весьма непростую ситуацию с детской безнадзорностью и беспризорностью.

И, безусловно, все это не может осуществляться в виде разовой кампании, какого-то прорыва. Борьба в социальной сфере предстоит долгая и напряженная. Она потребует больших финансовых вложений, создания дополнительных органов и принятия новых эффективных правовых норм.

(1) См.: СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3135.

(2) См.: Вестник Мэрии Москвы. N 41. Ноябрь 2001.

(3)См.: СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

(4) См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Ю. А. Королев Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ. // Журнал российского права (Москва).- 31.03.2003.- 003.- C.71-78

Очень важной и актуальной проблемой является профилактика социального сиротства. В настоящее время в семьях граждан под опекой находится более 360 тысяч детей, оставшихся без родительского попечения. Усыновлено около 200 тысяч детей. Шарапова О. В., заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Здание Государственной Думы. Большой зал. 2 апреля 2003 года. 10 часов. // Государственная Дума. Стенограмма заседаний (Москва).- 02.04.2003.- 230.- C.6-63

Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.