Рефераты. Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

С целью осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создавалась дирекция Программы, в состав которой входили представители исполнителей мероприятий Программы.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик осуществляло контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняло затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.

В Программе предусматривалась система оценки эффективности ее реализации. Предполагалось, что государственная поддержка учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволит расширить их сеть, оснастить различным оборудованием и автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников, более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация.

Предполагалось также, что реализация Программы позволит:

- стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показатели 1999 года;

- увеличить до 850 единиц количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг 185 тыс. детей.

Рассмотренные выше нормативно-правовые акты -это отнюдь не исчерпывающий перечень документов, содержащих те или иные программные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако анализ указанных выше документов позволяет сделать вывод, что задача по развитию и поддержке учреждений по оказанию экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является одной из первостепенных задач государственной политики в этой области.

В настоящее время система учреждений экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, закреплена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"\3 (далее - Закон).

В ст. 13 Закона определяется, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

Несовершеннолетние обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

В п. 10 Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N4\4, содержится важное положение о том, что учреждение осуществляет различные формы патронажа над несовершеннолетними, в том числе добровольно покинувшими учреждение, поддерживает контакты с ними после окончания их пребывания в учреждении.

Основные направления и порядок деятельности указанных учреждений определены в Рекомендациях по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 марта 2002 года N 25.

В соответствии с Рекомендациями основными направлениями деятельности учреждений являются:

- осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования;

- проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную помощь и социальный патронаж несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной диагностики; стационарное отделение; социальную гостиницу; группу длительного пребывания; группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную воспитательную группу; отделение помощи семье и детям и другие структурные подразделения, отвечающие уставным целям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В качестве специализированного структурного подразделения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних может быть образовано отделение, осуществляющее функции, аналогичные функциям социального приюта для детей (с соответствующей структурной организацией), которое осуществляет прием и содержание беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в дальнейшем устройстве.

Социальный приют для детей предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Социальный приют для детей может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную воспитательную группу; группу социального патронажа и другие подразделения, отвечающие целям и задачам социального приюта для детей.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначается для социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в их дальнейшем устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание в семью) в установленном порядке. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может создавать следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отделение перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Так как указанные специализированные учреждения для несовершеннолетних находятся в ведении органов социальной защиты населения, необходимо отметить положения Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г.).\5

В статье II указанного закона "Предоставление временного приюта" определяется, что временный приют специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Указанные специализированные учреждения находятся, как правило в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в ведении органов местного самоуправления. Таким образом, следует указать на необходимость целенаправленной политики по их развитию в самих субъектах федерации.

Обращаясь к опыту Оренбургской области - можно назвать ряд следующих нормативных актов.

Так, Распоряжением главы города Оренбурга от 17 ноября 2000 г. N 4247-р "О проведении целенаправленных мероприятий по выявлению и дальнейшему определению безнадзорных детей" управлению социальной защиты населения следует обеспечить прием детей, выявленных в ходе рейдов в центре социальной помощи семье и детям, в центре социального обслуживания Дзержинского района.

Распоряжением главы администрации Оренбургской области от 7 мая 2002 г. N 217-р "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних" в целях комплексного решения задач по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Главному управлению социальной защиты населения Оренбургской области было поручено:

- продолжить реализацию намеченных мер по выявлению, оказанию помощи и устройству несовершеннолетних, требующих помощи государства, дальнейшему развитию системы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

- взять под особый контроль организацию и деятельность службы перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений, к месту их постоянного проживания.

- сформировать банк данных по семьям социального риска и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

Целью настоящего исследования было дать общее представление о существующей в нашей стране системе специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В заключение хотелось бы сказать о том, как, по нашему мнению, эта система должна развиваться.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере развития указанной системы специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства и его органов к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.

Во-вторых, если в настоящее время можно отметить удовлетворительное состояние законодательства, регулирующего деятельность специализированных учреждений) то появление новых структур и эффективное функционирование существующих в большой степени будет зависеть от их достаточного финансирования. Таким образом, необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.

И, наконец в-третьих, хочется обратить внимание на необходимость взаимодействия между специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Беспризорные дети часто оказываются вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, дабы оградить их в дальнейшем от преступных посягательств.

***

1 Указ Президента РФ 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной, социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" // СЗ РФ - 1995 - N36 - Ст. 2376

***

2 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 годы" // СЗ РФ - 2000 - N 32 - Ст. 2271.

***

3 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// СЗ РФ - 1999 - N25 - Ст. 1278.

3 Постановление Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N4 "Об утверждении порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" //СЗ РФ - 1997 - N2 - Ст. 14.

5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ -1995 - N40 - Ст.34б8.

Е.А. Ищенко ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. // Право и политика (Москва).- 25.08.2003.- 008.- C.104-110

Поэтому главной своей задачей правительство видит создание большого количества рабочих мест. В текущем году государство намерено трудоустроить 1, 5 миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет. "Если летом они получат работу, то это означает снижение уровня преступности, улучшение показателей безнадзорности и беспризорности", - сказал министр труда. Г-н Починок ГАЗЕТЫ ПИШУТ О ... :. // Демоскоп-Weekly (Москва).- 29.04.2002.- 065-066

профилактическая работа с семьей - один из основных методов борьбы с беспризорностью?

Три года назад Госдума приняла закон о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С одной стороны, закон вроде бы расставил все по своим местам: милиция работает с детьми-нарушителями, социальные службы - с нуждающимися в помощи и опеке государства. В принципе это цивилизованный подход к решению проблемы безнадзорности. Считается негуманным помещать под одной крышей милицейского учреждения, даже того же Центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, детей, преступивших закон, и тех, кто ничего противозаконного не сделал: просто ушел из дома и "потерялся".

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.