Рефераты. Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Полиция также отвечает за организацию культурной и спортивно-массовой работы среди молодежи. Именно она организует работу спортивных и молодежных клубов, осуществляет подготовку различных праздников и увеселительных мероприятий.

Некоторые специалисты США утверждают, что наиболее действенным методом перевоспитания является так называемая реабилитационная терапия. Пока этот метод распространен недостаточно широко, но, как показывает практика, дает хорошие результаты.

В штате Канзас родителей штрафуют за непосещение детьми школы. Во Флориде родители могут быть подвергнуты тюремному заключению, если их несовершеннолетний ребенок воспользуется оружием, оставленным взрослыми в доступном для него месте.

В 29 штатах семьи лишаются права на государственную жилплощадь, если ребенок уличен в употреблении или продаже наркотиков.

(1) Цит. по: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С.409.

Папкова Т.П. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. // Российский следователь (Москва).- 28.04.2003.- 004.- C.40-45

Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

- создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

- создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

- рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

- расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

- введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка,

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, - нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. // Народное образование (Москва).- 30.04.2002.- 004.- C.254-269

когда в стране больше миллиона беспризорников, Вооруженным Силам приходится решать несвойственную для себя задачу - спасать для державы подрастающее поколение, до которого ни у кого больше не доходят руки...

По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, работа с беспризорниками и борьба с детской безнадзорностью стала для офицеров такой же привычной задачей, как борьба за крепкую воинскую дисциплину в подразделениях. Сегодня, как и в годы Великой Отечественной, в составе различных частей и подразделений в качестве "сынов полка" числятся сотни вчерашних беспризорников. Как и их сверстники, они получают добротное образование, а заодно приобщаются к армейскому укладу жизни. Не случайно многие бывшие воспитанники "пап-сержантов" и "мам-старшин" связывают свою судьбу с армией.

Неофициально брать воспитанников в Российской армии начали еще в начале 90- х. Тогда это было своеобразное офицерское подвижничество, процесс "усыновления" никак не регулировался законодательно, командир части принимал решение на свой страх и риск. Особых проблем, правда, не возникало. Лишний рот у солдатского котелка на боеспособности армии не сказывался. Но процесс усыновления "снизу" приобрел такие масштабы, что прежнее руководство Минобороны вынуждено было как-то его регламентировать. В результате родилось официальное заявление о том, что военное ведомство, как и в годы войны, берет на себя обязанности по профилактике детской беспризорности.

Сегодня создана необходимая законодательная база для решения этой важнейшей государственной задачи. В феврале 2000 года постановлением правительства утверждено положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части. Изданный в мае 2001 года приказ министра обороны РФ N 235 гласит, что учебные центры, воинские части и соединения могут брать на воспитание до восьми беспризорников в возрасте от 14 до 18 лет. Эти документы кардинально изменили тысячи мальчишеских судеб, которым армия (заметим, сама переживающая не самые благополучные времена) протянула руку помощи. В основном это сироты, как обычные, так и "социальные" - оставшиеся без попечения при живых родителях...

В Казанском филиале Санкт-Петербургского военного артиллерийского университета в прошлом году подписали соглашение с республиканским министерством по делам детей, молодежи и спорту и администрацией Казани о совместной работе по воспитанию беспризорников. Днем они учатся в обычной школе, над которой шефствует артиллерийский университет, а после этого постигают азы военного дела. Но им нужна финансовая, материальная, моральная поддержка. Ведь возможности военных не безграничны. Между тем, многие ученые и педагоги все чаще говорят о том, что воссоздание института "сынов полка" может оказаться самым эффективным методом борьбы с беспризорщиной. Как ни странно, из армии несовершеннолетние бродяги бегут гораздо реже, чем из муниципальных (с решетками на окнах, изоляторами и военизированной охраной) заведений для трудных подростков. А, к примеру, два десятка малолетних преступников из города Омска, проведя в прошлом году День ВДВ по солдатскому расписанию, в один голос заявили, что готовы напрочь забыть "воровские законы", лишь бы получить шанс надеть военную форму. АРМИЯ СПАСЕНИЯ. // Красный Сормович (Нижний Новгород).- 29.07.2003.- 077

Ежегодно в РФ регистрируется 140 - 160 тысяч новых сирот. По данным, обнародованным вице-премьером РФ Матвиенко, в государственных учреждениях для сирот насчитывается сейчас 300 тысяч детей. От 700 до полутора тысяч беспризорников в день отлавливает милиция. Ежегодно пять тысяч подростков после детского дома сразу попадают в тюрьму. Государство в порядке экстренных мер постановляет строить, помимо детдомов, реабилитационные центры для выпускников детдомов.

Число сирот растет почти с такой же скоростью, с какой снижается рождаемость. Если не изменить направление обеих кривых, то придется строить ЦВИНПы и детдома чуть ли не в каждом микрорайоне. Между тем альтернатива страшной лавине есть. Естественное место ребенка - не на вокзале, не в детском доме, а в семье. И корень беспризорности и сиротства, разумеется, в кризисе семьи. Из этой нехитрой мысли легко сделать два вывода. О том, что самый эффективный способ воспитания сирот - это помещение их в семейные условия. А самый эффективный метод профилактики сиротства - государственная поддержка семьи. С этим все согласны. Руководители всех регионов страны дружно пишут в отчетах правильные слова о приоритете семейных форм воспитания сирот.

Однако очень длинным получился бы перечень бюрократических препятствий, которые вынуждены преодолевать приемные семьи и их общественные попечители. И приемные семьи, и просто пожелавшие взять на воспитание или усыновить сироту граждане находятся в почти феодальной зависимости от отделов опеки и попечительства при местных органах самоуправления. Только они дают права и распределяют блага, оставаясь практически неподконтрольными.

И очень часто получается так, что государство в лице своих чиновников изо всех сил сопротивляется нормальному жизнеустройству сирот. Тому есть несколько причин. Первая - это лень. Приемные семьи - лишняя головная боль. Давай им помещения, делай им ремонт за казенный счет, проверяй их, вникай в их проблемы. Да и дети-то часто из чужого округа - чужие, значит, дети. Куда проще сдать сирот в детдом и механически отчислять им из бюджета определенную сумму. Вторая причина тоже традиционная - коррупция. Сироты - источник немалых доходов для тех, кто самоуправно распоряжается их судьбами. Работающие в России иностранные агентства по усыновлению закладывают на "выкуп" ребенка из детского дома в среднем около 20 тысяч долларов. Третья причина сродни второй, но не носит столь откровенно криминального характера. Государственная монополия на сирот выгодна всей чиновничьей корпорации в целом. Ведь ребенок - лишь последнее звено в цепочке, которая протянулась от госбюджета до детского дома. Государство затрачивает в месяц не менее 6 тысяч рублей на одного ребенка в детдоме (в Москве эта цифра гораздо больше), но львиная доля этой суммы идет на содержание чиновников разных уровней, занятых оформлением, управлением, прогнозированием и проч., мушиная доля отчисляется на зарплату воспитателям, и совсем гроши достаются самому питомцу. Ребенок из приемной семьи обходится казне в гораздо меньшую сумму, ему выплачивают от 700 до 2500 рублей в месяц (в зависимости от региона). Кроме того, можно говорить и о рентабельности вложений: выпускники детских домов нуждаются в социальной реабилитации, тогда как их сверстники из приемных семей поступают в вузы и сами образуют полноценные семьи. Право ребенка на семью и права самой семьи нынешним российским законодательством практически игнорируются. Вот уже второй год по министерствам и ведомствам мыкается разработанный движением "Добро - без границ" и одобренный Фондом социальных инноваций законопроект "О гарантиях прав ребенка на семью", цель которого - создать наконец правовую базу для деятельности всех форм обустройства и воспитания детей-сирот. Права и обязанности приемной семьи, детского дома семейного типа или общественного приюта должны быть закреплены в договорах о передаче детей на воспитание между органами исполнительной власти и гражданами или общественными организациями. Это, с одной стороны, ограничит произвол чиновников, а с другой, установит требования к тем, кто берется за воспитание детей. При этом для всех детей, независимо от того, воспитываются ли они дома, в приемной, опекунской семье или в детском доме, установлен единый стандарт государственного пособия.

Возможно, предложенные меры помогли бы остановить сумасшедшую газонокосилку и дать возможность обществу, государству и каждому человеку в отдельности растить детей достойно и свободно. Наталья МАВЛЕВИЧ ГАЗОНОКОСИЛКА. // Консерватор (Москва).- 24.01.2003.- 002.- C.7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.