Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые полупрези-дентская республика (таково утвердившееся в литературе не со-всем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президент-ской власти, но должен был учитывать длительные традиции пар-ламентаризма в стране. См.: Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - М.: Юрист, 1996. - С. 135 - 142. Название «полупрезидентская» не означа-ет слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действи-тельно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-полупарламентарной или прези-дентско-парламентарной республикой. Она соединяет определен-ные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.
Как и в прези-дентской, в полупрезидентской республике действует сравнитель-но «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: прези-дент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), испол-нительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и огра-ниченную -- перед парламентом. Двойная ответственность прави-тельства -- специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.
В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:
- президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность проти-вопоставлять себя парламенту;
- вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;
- правительство несет ответственность перед президентом, ко-торый может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.
Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупре-зидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них -- ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше -- в России, еще слож-нее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых дру-гих странах. В России для решения вопроса об отставке Правитель-ства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по ини-циативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух воту-мов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначе-нием даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президен-том, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматри-вается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и неко-торых других странах получение такого согласия обязательно.
Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особен-ности, которые не присущи первым. Основная из них: особый ста-тус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президент-ской республике и по традиции -- в парламентарной. По Консти-туции России 1993 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава го-сударства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахста-не, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной влас-ти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996 г. -- ар-битр не только в государстве, но и в обществе. Германские иссле-дователя X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительст-ва не прямо, а опосредованно.
Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Вспомни исторический опыт - в начале ХХ века промышленный рывок совершили страны, где-либо не было монархии, либо освободившиеся от самодержавного гнёта - США, СССР, Франция, Великобритания, где власть окончательно перешла в руки парламента.
Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх по-жизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына-преемни-ка (это имеет место и в других формах монархии на Востоке), он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления. Стабильность прави-тельства (министров) обеспечивается во всех формах президент-ских республик, ибо парламент не формирует его (это делает пре-зидент), а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случа-ях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне неразвитый характер, а ее наиболее острые формы (вотум недоверия и др.) отсутствуют. Введение этих форм ответст-венности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламента и через него - общественного мнения. В парламентарной монархий и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания, преж-де всего через парламент. Однако это ведет к значительному недо-статку -- нестабильности правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии (хотя это бывает очень редко) может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. В послевоенной Италии (на 1998 г.) смени-лось 56 составов правительства» каждое из них существовало в среднем год с небольшим (правда, часто новые правительства воз-главляли прежние лидеры).
С целью преодолеть недостатки парламентарной и президент-ской форм и соединить их плюсы в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.
Страницы: 1, 2, 3, 4