Буржуазные республики возникают в разных политических условиях. Первой в 1692 году была создана буржуазная республика в Голландии.
Все разновидности республиканской формы правления в буржуазных странах выстроены на основе парламентаризма.
Идеи парламентаризма связаны с теорией разделения властей, используя которую буржуазия вела борьбу за обладание государственной машиной, ее реорганизацию и преодоление недостатков феодальной государственной системы.
После захвата власти буржуазия уделяет теории разделения властей меньше внимания, а в XIX веке отказывается от нее, опираясь на концепцию о народном суверенитете, конструируемую как парламентаризм. Но необходимость разграничения компетенции между высшими государственными органами приводит к сохранению концепции разделения властей. Любое их разграничение, решение организационных и иных вопросов осуществления власти не должно означать отказа от возможных компромиссов между ветвями власти.
На необходимость разделения властей в смысле разграничения функций государственной власти между разными государственными органами указывали отдельные мыслители еще в древние века и в средневековье.
Парламентаризм - общее название такой организации государства, в которой осуществляется система народного представительства. Эта система возникает с утверждением власти промышленной буржуазии в XVIII веке, получает высшее развитие в XIX веке, проходит через ступени упадка и восстановления в XX веке.
До XX века парламентская форма правления характеризуется значительной ролью парламента в государственной жизни. Он венчает структуру государственных органов власти, осуществляя законодательную деятельность. Однако изменения в экономике, связанные с утверждением монополистического капитала, ростом конкуренции в мировом масштабе, ломкой ограниченности национального рынка, приводят к тому, что падает значение прежних экономических предпосылок парламентаризма как формы организации государственной власти. Для монополистической буржуазии все значительней становятся преимущества другой разновидности республики - президентской.
Президентская республика все активней используется буржуазией во второй половине XX века. Она характерна для стран Американского континента и становится все более распространенной в Европе и других регионах мира.
Главное отличие президентской республики от парламентарной в том, что президент является главой государства с достаточно широкими полномочиями. Он имеет право на формирование правительства, не несущего ответственности перед парламентом, на руководство этим правительством, на руководство вооруженными силами, представительство государства в международных отношениях. В перечень полномочий президента могут также входить: созыв внешнего органа законодательной власти, его роспуск, назначение новых выборов органов власти, самостоятельное нормотворчество, подписание нормативных актов парламента с использованием права вето, прямое обращение к народу за поддержкой и др.
Даже избрание президента населением и наделение его правом формировать правительство еще не дает основания отнести государство к президентской республике, если существует подотчетность правительства парламенту и возможность его роспуска парламентом, объявления вотума недоверия.
В наиболее развитой форме президентская республика сложилась в США. Конституция 1787 года закрепила разделение властей, установив, что законодательство относится к полномочиям парламента - Конгресса, предоставив высшую исполнительную власть Президенту, а судебную - Верховному суду. В настоящее время нет очень четкого разделения компетенции, так как Конгресс постепенно утратил исключительное право законодательствовать. Президент имеет право на принятие нормативных актов, которое либо делегировано парламентом, либо вытекает из его полномочий. Законодательная деятельность осуществляется и судебной властью (принятие прецедентов), которая еще наделена правом давать обязательное толкование конституции и других законов и имеет возможность судебными приказами обязать административные органы к определенным действиям. Конгресс же осуществляет и некоторые функции управления. Такое переплетение законодательной, исполнительной и судебной властей отражает приспособление системы государственных органов к новым потребностям, использование сдержек и противовесов для обеспечения разделения властей.
Конституция Франции 1958 года закрепила концентрацию политической власти в руках исполнительных органов. Президент - глава государства, вершина иерархии исполнительных органов государственной власти. Эта Конституция изменила прежний статус парламента. Прямые, всеобщие выборы президента уравнивают источник приобретения власти президентом и парламентом. Однако парламент юридически и реально имеет значительные позиции: законодательную власть, бюджет, средства контроля за деятельностью правительства. Парламент может отправить правительство в отставку либо резолюцией переизбрания, либо отказом в доверии, которое запрашивает правительство.
Различия между буржуазной парламентарной и президентской республиками, между их конкретными структурами, характеризующими разновидности в рамках каждой из них, не столь существенны, чтобы обязательно проводить их замену при смене социальных сил у руля государственной машины. Корректировка формы правления может быть и при сохранении власти в распоряжении стабильных политических сил. Она может быть связана и с новой политической реальностью - сменой социальных сил, распоряжающихся государственной машиной.
Эффективность управления при определенной политичес5кой гибкости возможна в рамках каждой из форм правления. В отдельных случаях важнее не изменение формы правления, а приспособление существующей. Иногда это достигается существенными поправками в избирательной системе, полномочиях Президента, парламента, правительства, но в рамках той же ФП.
Республиканская ФП в начале строилась на демократическом принципе формирования и деятельности ГО, в первую очередь, органов ГВ. В построении и деятельности ГО соц. стран стало руководство коммунистической партии (при ее различном наименовании, при однопартийной или многопартийной политической системе). Провозглашался демократический централизм, предполагаемый скорее подчиненность вышестоящем государственным, а реально - партийным органам.
В настоящее время в некоторых регионах В Китае, Северной Корее, на Кубе, в некоторых бывших республиках СССР продолжается использование ФП социалистических Г., но при этом проводится новый (либо частично обновляемый) экономический и политический курс. Для преобразования экономики допускается частная собственность, признается необходимость многообразие форм собственности, рыночных отношений.
В России продолжается противоборство разных социальных сил за реформирование экономики, которая непосредственно затрагивает ФП. Разброс мнений, предложений и поступков очень велик. Одни выступают приверженцами сохранения коммунизма (Советов), его использование как оправдывающей себя ФП. Другие исходят из того, что эта власть показала свою несостоятельность.
Президентская республика как форма правления определена в Узбекистане, Казахстане, после образования там самостоятельных государств.
На форму правления оказывают влияние соотношение социальных сил, уровень культуры (прежде всего правовой), традиции страны, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий. Буржуазные революции в Европе и Америке привела к ограничению власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, иногда даже республики (США, Латинская Америка). Повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.
Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер. Они и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты.
Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, отмечается тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.)
1. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами.
2. Так называемые "чистые" формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой, например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства, то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма -- в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.
3. Возникновение смешанных, "гибридных" форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов.
Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии -- государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983--1984 гг.). Малайзия -- парламентарная монархия.
В ОАЭ высший совет семи эмиров -- субъектов федерации обладает всей полнотой власти -- он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ.
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак -- систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии -- несменяемость главы государства. Речь идет не престо о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических.
В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, "руководителей государства".
Началось это явление в Индонезии /президент Сукарно/, затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента -- в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.
Термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия Например, Конституция Испании 1978 г. или республика Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 г.. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика" Государство Израиль; Государство Кампучия до 1993 г.; Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она является республикой..
Классификация форм правления, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства и их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики Например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, "коллективный монарх" в ОАЭ., а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованная конституция, консультативная монархия).
Страницы: 1, 2, 3, 4