Эта разновидность формы правления характеризуется тем, что глава государства считается единственным источником законодательной, исполнительной власти с полной зависимостью чиновничьего аппарата. Абсолютный монарх сам устанавливал налоги, бесконтрольно расходовал государственные средства. Это наиболее законченная разновидность монархической формы правления для организации централизованного государства с мощным, разветвленным государственным аппаратом, с постоянной армией, полицией, разведкой, судебными и фискальными системами. Эта форма государства помогла покончить с сепаратизмом феодальной знати, с раздробленностью, содействовала экономическому единству страны и развитию капиталистических отношений.
В тех странах, в которых прошли ранние буржуазные революции, складывалось разное отношение к монархии. В странах с более замедленным развитием капиталистических отношений буржуазия шла на союз с феодальной абсолютной монархией (Германия, Россия, Япония), происходила постепенная эволюция абсолютистской монархии в буржуазно-помещичью монархию.
Требование упразднения феодальной монархии и установления республики было одним из важнейших политических требований буржуазно-демократической революции, но монархия сохранялась и при буржуазном строе, а в Англии она была восстановлена вскоре после буржуазной революции (в 1660 г.); в Испании лишь недавно (в 1977 г. после ее упразднения в 1931 г.).
Буржуазия вносит в монархическую форму правления изменения, заменив абсолютную монархию на конституционную, при которой полномочия монарха определяются конституциями и ограничиваются представительными учреждениями. В некоторых странах монарх сохраняет право назначения правительства, смещения министров, распоряжения вооруженными силами, законодательной инициативы, издания декретов, роспуска парламента.
Развитие буржуазного парламентаризма - это главная тенденция совершенствования формы правления, что приводит к росту ограничений полномочий монарха, низводя его к номинальному главе государства.
Парламентарная монархия - чисто буржуазная форма правления - явилась политико-правовым закреплением победы буржуазии. Она существует в ряде стран (Англии, Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Японии и др.) без дуализма государственной власти. Власть монарха ограничивается, он лишается права самостоятельно осуществлять свои полномочия. Его акты должны получать одобрение министров. Исполнительная власть находится в распоряжении правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Правительство реально формирует лидер победившей на выборах партии или партийная коалиция.
В буржуазных государствах монарх как глава государства имеет неодинаковые полномочия.
В XX веке действует тенденция совращения числа монархий, хотя конкретные причины различны.
То обстоятельство, что монарх формально венчает систему государственных органов, оказалось фактором, сделавшим эту форму правления все же довольно устойчивой в сравнении с республиками, в которых сильны политические схватки в борьбе за высшие государственные органы.
Наибольшим удельным весом в системе власти обладают монархи в условиях абсолютных монархий, особенно в мусульманских странах или в странах с традиционным общественным укладом. Так, в соответствии с конституцией Катара 1970 года вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в руках главы государства - эмира. В Саудовской Аравии король является главой государства, правительства, основным источником законодательства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также провозглашается обладателем верховной религиозной власти и духовным главой своих подданных. В Свазиленде король сочетает статус главы государства, главы исполнительной власти, верховного законодателя, верховного судьи, жреца, верховного хранителя традиций и обычаев.
Страницы: 1, 2, 3, 4