Рефераты. Форма государственного правления

Историки и государствоведы иногда абсолютную монархию рассматривают лишь с учетом формально-юридических признаков, отождествляя ее с любой неограниченной монархической властью., которая использовалась в обстановке развития капиталистического уклада экономики, при сохранении феодальной еще в качестве господствующей при зарождении буржуазии, которая не была готова к захвату власти, но постепенно становилась все более мощной экономической силой, созревая к такому захвату.

Если для сословно-представительной монархии были характерны отношения сюзеренитета-вассалитета с участием феодальной и теократической аристократии, то для абсолютной монархии типична неограниченная централизация бюрократического аппарата, возглавляемого монархом.

Абсолютная монархия в разных странах складывалась не одновременно и имела немало особенностей. В классическом виде она была во Франции. В Англии сохранялся парламент, использующий королевскую власть в своих интересах, и слабый бюрократический аппарат на местах. В раздробленной Германии абсолютная монархия сложилась позже и в пределах отдельных территорий (княжеств). В России во второй половине XVII века прекратился созыв Земских соборов и были созданы дворянско-бюрократические учреждения, регулярная армия, флот. Социальной опорой абсолютной монархии в России были дворянство и бюрократия.

В некоторых странах абсолютная монархия не сложилась (например, в Польше). В ряде стран, формой правления в которых была абсолютная монархия, проводились отдельные реформы, направленные на уничтожение отдельных сословных привилегий, изменение положения крестьян, церкви, но и в них практически превалировали феодально-деспотические черты.

В странах Азии абсолютная монархия развивалась на иной основе. Там не было сословно-представительной монархии, замедленным было развитие элементов капиталистических отношений. Устойчивые феодальные отношения мешали процессу формирования централизованного государства.

Эта разновидность формы правления характеризуется тем, что глава государства считается единственным источником законодательной, исполнительной власти с полной зависимостью чиновничьего аппарата. Абсолютный монарх сам устанавливал налоги, бесконтрольно расходовал государственные средства. Это наиболее законченная разновидность монархической формы правления для организации централизованного государства с мощным, разветвленным государственным аппаратом, с постоянной армией, полицией, разведкой, судебными и фискальными системами. Эта форма государства помогла покончить с сепаратизмом феодальной знати, с раздробленностью, содействовала экономическому единству страны и развитию капиталистических отношений.

В тех странах, в которых прошли ранние буржуазные революции, складывалось разное отношение к монархии. В странах с более замедленным развитием капиталистических отношений буржуазия шла на союз с феодальной абсолютной монархией (Германия, Россия, Япония), происходила постепенная эволюция абсолютистской монархии в буржуазно-помещичью монархию.

Требование упразднения феодальной монархии и установления республики было одним из важнейших политических требований буржуазно-демократической революции, но монархия сохранялась и при буржуазном строе, а в Англии она была восстановлена вскоре после буржуазной революции (в 1660 г.); в Испании лишь недавно (в 1977 г. после ее упразднения в 1931 г.).

Буржуазия вносит в монархическую форму правления изменения, заменив абсолютную монархию на конституционную, при которой полномочия монарха определяются конституциями и ограничиваются представительными учреждениями. В некоторых странах монарх сохраняет право назначения правительства, смещения министров, распоряжения вооруженными силами, законодательной инициативы, издания декретов, роспуска парламента.

Развитие буржуазного парламентаризма - это главная тенденция совершенствования формы правления, что приводит к росту ограничений полномочий монарха, низводя его к номинальному главе государства.

Парламентарная монархия - чисто буржуазная форма правления - явилась политико-правовым закреплением победы буржуазии. Она существует в ряде стран (Англии, Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Японии и др.) без дуализма государственной власти. Власть монарха ограничивается, он лишается права самостоятельно осуществлять свои полномочия. Его акты должны получать одобрение министров. Исполнительная власть находится в распоряжении правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Правительство реально формирует лидер победившей на выборах партии или партийная коалиция.

В буржуазных государствах монарх как глава государства имеет неодинаковые полномочия.

В XX веке действует тенденция совращения числа монархий, хотя конкретные причины различны.

То обстоятельство, что монарх формально венчает систему государственных органов, оказалось фактором, сделавшим эту форму правления все же довольно устойчивой в сравнении с республиками, в которых сильны политические схватки в борьбе за высшие государственные органы.

Монархия в современном мире

Схема 3.

В настоящее время монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира, то есть в 1/4 части современных государств. Только в Европе десять Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия , Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн, Монако. стран имеют монархическую форму правления. Кроме того, семнадцать (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают британскую королеву в качестве своего главы государства. Семь стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива - Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман - сохранили или восстановили различные виды монархий. В Южной и Юго-Восточной Азии монарх является главой государства в Непале, Бутане, Камбодже, Таиланде, федерации Малайзии, Брунее. В Японии императорская власть существует более полутора тысяч лет. В Африке институт монарха сохранился в трех странах - Марокко, Лесото и Свазиленде. Своеобразными (так называемыми патриархальными) монархиями являются в Океании королевства Тонга и Западное Самоа.

Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.

Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную монархию.

Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др..

Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

Правовое положение монарха как главы государства отличается следующими тремя особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой иной власти, государственного органа или избирательного корпуса. Во-вторых, пост главы государства в условиях монархии передается в порядке престолонаследия. Иными словами, должность главы государства принадлежит монарху по праву рождения. Власть переходит от монарха к преемнику на основе биологических кровнородственных связей. В-третьих, власть монарха носит, как правило, не фиксированный по времени характер. Монарх занимает свой пост пожизненно и юридически не может быть отстранен, смещен с поста главы государства до конца своих дней.

Власть монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права.

В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.

Салическая система Бельгия, Норвегия. предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии.

Австрийская система Лихтенштейн. предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства.

Кастильская система Наиболее распространена в Европе: Великобритания, Дания, Нидерланды, Испания. отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол.

Шведская система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях.

Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди которых требование определенной религиозной принадлежности является одним из наиболее распространенных. Так, согласно закону о престолонаследии 1701 года монархом Великобритании может быть только лицо, принадлежащее к англиканской епископальной церкви. В Дании монарх должен исповедовать евангелическо-лютеранскую религию. Общим для всех арабских монархий правилом является непременное исповедание монархом и наследным принцем ислама.

Одним из немаловажных условий наследования престола является условие вступление наследного принца или монарха в равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол. Прецеденты подобного рода в политической истории XX века имелись.

Власть монарха, как уже отмечалось, носит пожизненный характер. Правление многих монархов отличалось завидной длительностью. Так, король Швеции Густав V находился у власти 43 года (с 1907 по 1950 год). Отец нынешнего главы японского государства император Хирохито правил страной с 1926 по 1990 год, т.е. 64 года. Королева Великобритании Елизавета II пребывает на троне с 1952 года. Отстранение монарха от власти юридическим путем невозможно. Однако физическое его устранение, свержение в результате революции, дворцовых переворотов - явление достаточно частое. За период после Второй мировой войны монархии были ликвидированы более чем в 30 странах мира в том числе в Египте, Греции, Эфиопии, Иране, Афганистане, Италии и других странах., И это несмотря на то, что личность монарха конституциями или религиозными нормами признается священной и неприкосновенной.

В случае несовершеннолетия, болезни или длительного отсутствия монарха, а также если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста устанавливается регентство, или правление за монарха. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной - регентом или коллегиальной - регентским советом. В некоторых монархических странах Арабского Востока институт регентства отсутствует. Так, в Кувейте Закон о престолонаследии предусматривает, что в случае вакантности престола функции главы государства будут осуществляться советом министров.

Монарх как глава государства обладает внешними атрибутами или символами власти - короной, мантией, скипетром, державой. Он является носителем титула (короля, императора, шаха, эмира, султана), в котором обычно перечисляются владения монарха, указывается сакральный характер его власти или подчеркивается ее божественное происхождение и т. п.

Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит штат чиновников королевского двора. На содержание монарха, членов его семьи и королевского двора выделяются ассигнования из государственного бюджета, получаемые им по цивильному листу, принимаемому парламентом в конституционных монархиях или утверждаемому самим монархом в абсолютных и дуалистических монархиях. Помимо ассигнований по цивильному листу денежное содержание включает доходы от его личного имущества.

Конституционный статус монарха отличается от монаршего титула меньшей пышностью и большей юридической конкретностью. Обычно в конституциях закрепляется место монарха в системе государственных органов, его принадлежность той или иной ветви власти (если конституционный механизм предусматривает принцип разделения властей), его полномочия и прерогативы.

Формальное и реальное положения монарха в механизме осуществления власти, его роль в государственном управлении обществом, круг конституционных и внеконституционных полномочий во многом зависят от формы правления, государственного устройства, политического режима, исторических особенностей развития, этнокультурных и религиозных традиций и обычаев той или другой страны и иных социально-политических и идеологических факторов.

Наибольшим удельным весом в системе власти обладают монархи в условиях абсолютных монархий, особенно в мусульманских странах или в странах с традиционным общественным укладом. Так, в соответствии с конституцией Катара 1970 года вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в руках главы государства - эмира. В Саудовской Аравии король является главой государства, правительства, основным источником законодательства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также провозглашается обладателем верховной религиозной власти и духовным главой своих подданных. В Свазиленде король сочетает статус главы государства, главы исполнительной власти, верховного законодателя, верховного судьи, жреца, верховного хранителя традиций и обычаев.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.