Рефераты. Форма государственного правления

Форма государственного правления

3

  • Содержание
    • Введение 3
      • Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
        • Глава 2. Монархия 7
          • 2.1 Абсолютная монархия 12
          • 2.2 Конституционная монархия 15
          • Глава 3. Республика 17
          • 3.1 Президентская республика 19
          • 3.2 Парламентская республика 23
          • 3.3 Смешанная республика 25
          • Заключение 28
          • Список использованной литературы 30
Введение

Форма правления -- это способ организации структуры и взаимо-отношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Темой данной курсовой работы является "Форма государственного правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

1. дать понятие формы государственного правления;

2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;

3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем понятие формы государственного правления и приходим к выводу, что она раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании и, что известны две формы правления: монархия и республика.

Во второй главе мы рассматриваем понятие и виды монархии и приходим к выводу, что монархия -- это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства -- монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.

В третьей главе мы рассматриваем понятие и виды республиканской формы правления и приходим к выводу, что республика -- это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.

Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, и специальную литературу таких авторов, как Матузов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В. и других.

Глава 1. Понятие формы государственного правления
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.
Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе - лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.
Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999. - С. 178 - 185.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Глава 2. Монархия
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти. См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Юрист, 2002. - С. 80 - 86. Основными признаками классической монархической формы правления являются:
- вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку - монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;
- монарх пользуется - титулом (король, царь, император, фараон);
- монарх получает власть, как правило, по наследству;
- народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

Выше уже говорилось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирает-ся раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губер-натор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная мо-нархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эми-ров семи эмиратов федерации.

Современные монархии претерпели существенные модифика-ции, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенден-ция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современны-ми терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «консти-туционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), созда-ют подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить пре-стол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответствен-ность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Для того чтобы подчеркнуть верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).

Эпоха Римской империи подразделяется на два периода - период принципата и период домината.

При принципате формально еще сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяем решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.