Рефераты. Философское мировоззрение

А как же тогда быть с утверждением, что вселенная бесконечна, да и с самим понятием бесконечности? Это скорее психологический вопрос. Нам просто не хочется верить в то, что не существует чего-то бесконечного. Познание природы и физические законы доказывают, что все процессы проистекающие вокруг нас конечны. Просто некоторые процессы могут длиться настолько долго, что оценить длительность их течения не представляется возможным, по крайней мере, современными научными методами.

Таким образом, можно сделать вывод, что бесконечность это такое же мало значимое понятие, как и основной вопрос философии.

А насколько вообще незыблемо понятие нормы или аксиомы. Приведем несколько простых, но довольно эффектных примеров.

Пример №1. Все мы с детства привыкли, что прямая, это некая линия начинающаяся не пойми где, да и заканчивающаяся не пойми как. Возьмем лист бумаги или лучше полоску ленты для заклейки окон. Нарисуем на нем продольную линию от одного конца до другого. Что у нас получилось? Вроде бы прямая. Теперь соединим противоположные концы листа, так чтобы концы линии совпадали. Что у нас получилось - замкнутая линия или попросту окружность. Теперь представьте себя ничтожно малой точкой, находящейся на этой прямой. Двигаясь по этой линии, в плоскости листа или полоски, вам может казаться, что она является бесконечной прямой, хотя на самом деле это совсем не так.

Пример №2. Так же мы никоим образом не сомневаемся, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Возьмем очень маленький кусочек бумаги, например автобусный билет. Нарисуем на нем две, как нам кажется прямые. А теперь представьте, что этот билет лежит где-нибудь на тротуаре в очень большом городе. Теперь представьте, что вы владеете огромным циркулем, поставьте острый конец циркуля на одной окраине и проведите окружность через одну из ваших «прямых». Повторите вашу операцию, но с противоположного конца города, с другой «прямой». Что у вас получится? Возможны два варианта. Либо ваши прямые, где-то очень далеко от края билета, начнут постепенно расходится, либо, самым наглым образом, пересекутся.

Что доказывают эти два примера? Просто, все что мы видим, то к чему привыкли, не всегда является незыблемым и очевидным.

Сама формулировка основного вопроса философии, как и прочих аксиом, ясно свидетельствует о том, что сознание человека оценивает реальность с позиции дуализма, либо да, либо нет, либо норма, либо аномалия, и это проявляется во всем, начиная от религии, заканчивая социальным поведением. Во многом такие подходы тормозили и до сих пор тормозят развитие цивилизации. Основным «вопросом философии» для человечества должен стать вопрос изменения собственного сознания и способа восприятия мира. Это необходимо чтобы двигаться дальше по пути прогресса.

В настоящее время в мире существует много и других положений, принимаемых за норму без всяких доказательств или аксиом. Для Автора аксиома - это то, что пока никто не опроверг, или не доказал.

3. Роль и значение философии, ее основные функции.

Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в ка- честве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентаци- онная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксео- логическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отража- ющих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих поня- тийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реали- зуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теорети- ческого выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполня- ющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль фило- софии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Геге- ля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реали- зуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии за- нимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательно- го, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно ре- шать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы расс- матриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человечес- кой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским пробле- мам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а так- же то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в ло- не чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социаль- но-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно разви- вающееся вместе с ней.

Предмет философии и ее функции

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

4. Философия и наука. Культура

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение фило- софии и науки с течением времени менялось. На начальном этапе философия была единственной наукой и вклю- чала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преиму- щественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобще- ния делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира филосо- фия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и науч- ным, и ненаучным. Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением ма- териализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышле- ние во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не мо- жет быть понят. Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф.Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от фи- лософии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокри- та,оставившие неизгладимый след в развитии науки. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культу- ры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои зада- чи и взаимодействуя в ходе их решения. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках на- ук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкрет- ных науках. В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззрен- ческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия. Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и об- щество. Философия - продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшест- венников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы безусловно влияют на от- бор материала из теоретического наследства, на философскую ориен- тировку, связанную с социальными ситуациями. Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизи- ровать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оцени- вать философские позиции как истинные или ложные в качестве зер- кального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. По- добный подход к партийности, классовости философии, такое ее вуль- гарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее "наработ- ки" могли бы и обогатить нас. Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как усло- вие нормального развития философской мысли. Научная философия обя- зана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ должен быть не только идеологом, но и человеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с действительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обосно- вание современной и будущей деятельности людей. Это верно для всех сфер жизни - для анализа познавательных проблем, где исходное - изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности - обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей. Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-ис- торических противоречий - человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением це- лого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого ов- ладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелости и культуры.

Выбор определения философии историком культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.