Рефераты. Философия правовой поддержки малого бизнеса

Как правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания для определения характера и направленности правовой поддержки малого и среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого вида экономической и деловой активности:

создание и поддержка конкурентной среды в различных сферах экономики

реализация своих преимуществ перед крупным бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск, развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на изменения конъюнктуры рынка)

возможность мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов населения

участие в освоении разнообразных, в том числе малых по своей емкости сегментов рынка

возможность адаптировать производство к местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.

участие в решении проблемы развития труда и занятости населения

участие в развитии исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации производства новых видов товаров как форма развития инвестиционного проектирования.

В связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы традиционных ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни, государственного права и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум на трансляцию и поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение независимости и свободы и добровольных, этических по своей природе, смыслов реализации их потенциала в совокупной общественной деятельности. Как представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но не только средством сохранения и приумножения предпринимательских традиций или активности трудоспособного населения. Важно подчеркнуть, что правовая поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во всяком случае, некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление информатизации и развитие современного информационного общества с социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах" С.И.Паринов. Экономика ХХI века на базе Интернет-технологий. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия". http://www.iis.ru

.

Таким образом, мы видим, что в контексте социально-философского анализа малое и среднее предпринимательство представляет собой довольно сложную конфигурацию связей и взаимодействий субъектов хозяйственной деятельности, имеющую в рыночной среде свои социальные формы, и экономические границы - в среде конкурентной, формирующую свой имидж, содержащую целый набор конкретных интересов, экономических стремлений и целей, особый характер взаимодействий с государством и различные формы взаимосвязей с органами территориального управления. Собственно, изучение и анализ этой конфигурации взаимодействий и связей является необходимым предварительным условием для формирования принципов политики и развития основ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в производстве средств производства - 13,2%, в производстве потребления - 41,5%. В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья В.В.Бычков. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997, с.12..

В дальнейшем производство в России развивалось по пути создания крупных и сверхкрупных предприятий, причем выбор такой социально-экономической стратегии развития промышленности, науки и техники во многом был обусловлен политическими убеждениями и амбициозными стремлениями тогдашнего руководства страны, а социальным следствием стало вовлечение населения страны и его трудовых и интеллектуальных ресурсов в широкомасштабный политический проект, в котором, если и было место для инициативы, но не было идеологических основ для развития социально значимых форм предпринимательской активности, отрицалось право собственности на средства производства, лимитировались и распределялись права человека и личности на достойное существование.

Развитие принципов рыночной экономики в российской экономике было тесно увязано с формированием рыночной среды и развитием частной предпринимательской инициативы. Средствами ее развития являлось образование множества предприятий и постепенное развитие на рынке механизмов совершенной конкуренции . На фоне развитых и устойчивых хозяйственных и управленческих структур крупного промышленного производства в 1988 было принято решение о правовой поддержке творческого потенциала и деловой активности наиболее подвижной части населения в рамках Закона о кооперации. Однако, по оценкам исследователей данного вопроса в Законе допускались такие нормы как "возможность регулирования принципиальных отношений с государством и органами МТС в сфере свободы выбора видов деятельности, принципов снабжения, ценообразования и налогообложения". Именно это и привело к деформации Закона, а самих кооператоров сделало представителями такого типа как "новые русские", извратив первоначальный замысел и направленность законодательной практики по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время правовая поддержка малого и среднего бизнеса существует главным образом в форме поиска форм и норм льготного налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. При этом государственные и управленческие структуры прибегают к различных моделям и формам экономического программирования развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации. К настоящему времени принята "Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", подписанная Президентом РФ В.В.Путиным. Принимаются различные Программы и подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, содержащие множество конкретных мероприятий. Однако, по-прежнему остаются проблемы обоснования правильности выбора правовых норм, обеспечивающих адресность поддержки, формирование ее нормативно-правовой базы и соответствующей информационной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных регионах страны.

Важно подчеркнуть, что с философской точки зрения при формировании концептуальных и программных положений правовой поддержки малого бизнеса остаются сильно размытыми границы между понятиями "малое и среднее предпринимательство" и "хозяйствующий субъект малого и среднего предпринимательства". Следует осознать, что, говоря о "малом и среднем предпринимательстве", мы имеем в виду совершенно определенный стиль и тип поведения человека в рыночной среде, ориентированный на конкретные нормы и ценности, характер коммуникативных и взаимодействий и деловых связей. В свою очередь, говоря о "хозяйствующем субъекте малого и среднего предпринимательства", мы имеем в виду конкретные малые и средние предприятия с ограниченным числом работающих на них человек. Ранее критерии численности были дифференцированы: в промышленности и строительстве число работающих на малом предприятии не должно было превышать 200 человек, в науке - 100, в других отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15 человек См. Р.И.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993, с. 112. . Имеет смысл заметить, что условие дифференцированного подхода к определению численности работающих на малых предприятиях разных отраслей формирует предпосылки к пониманию отраслевой природы малого предпринимательства и его места в отдельно взятой отрасли.

Отметим, что в свою очередь развивались и продолжают развиваться в настоящее время формы правовой и финансовой поддержки имеющихся малых предприятий - главным образом через организацию льготного налогообложения, установления льготного налога на прибыль, организацию коммерческих фондов финансовой поддержки, которые по своей природе призваны к страхованию коммерческого риска, поскольку малый бизнес особенно восприимчив к различным потрясениям и колебаниям рыночной конъюнктуры. У таких фондов могут и должны быть и другие функции - например, субсидирование предпринимательства, возможность гарантировать малым предприятиям банковские кредиты, участвовать в информационной поддержке наиболее перспективных направлений развития услуг и видов работ на малых предприятия региона.

Важнейшим этапом в развитии правовой поддержки малого и среднего предпринимательства является его информационное обеспечение. Создание специальных организационных и интеллектуальных механизмов, обеспечивающих обоснованность введения и изменения тех или иных правовых норм в практику регулирования и поддержки развития малого и среднего бизнеса должно включать в себя формирование специальных структур юридической помощи и консультирования предпринимателей.

Формы государственной поддержки и поддержки малого предпринимательства со стороны органов территориального управления должны опираться на методы экономического программирования, информационное обеспечение и прогнозы развития социальной ситуации в условия развития рыночной экономики. Только это является залогом правильного выбора правовых норм, успешного и эффективного их действия в практике развития малого предпринимательства и малых и средних предприятий в рамках конкретного региона. Это подтверждается и исследовательским анализом проблем региональной экономической политики.

"Такие элементы как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение - пишут В.Н.Лексин и А.Н.Швецов, - должны входить в блок формирования региональной политики. Только на основе этой группы элементов можно уверено формировать макроэкономические и общесоциальные параметры и пропорции государственной поддержки регионального развития, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования для этих целей общегосударственных ресурсов. При недостаточности или игнорировании таких обоснований государственное регулирование территориального развития неизбежно трансформируется в набор чисто политических акций" В.Н.Лексин, А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., УРСС. 1999, с.52-53..

Сказанное полностью относится также и к формам информационного обеспечения правовой поддержки малого и среднего предпринимательства и существующих на различных территориях его организационно-экономических форм в виде малых и средних предприятий. В настоящее время созданы многочисленные информационно-аналитические структуры различного профиля, которые успешно функционируют в этом направлении. Результаты их деятельности и анализ накопленного опыта представляет собой значительный информационный фонд, необходимый для актуального и значимого в социальном отношении выбора действительно работоспособных и эффективных форм правовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Таким образом, философия правовой поддержки малого предпринимательства является самостоятельной информационно-аналитической и критической формой представления и обоснования выбора правовых механизмов развития малого и среднего бизнеса, предпринимательской инициативы, а также средством развития правовой культуры современного российского общества.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Данный реферат был посвящен одной из наименее изученных проблем философии права - проблеме философского анализа и оценки характера, роли и места правовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальность данной темы не подлежит сомнению в контексте современных проблем развития правовой культуры, правосознания и правоспособности российских граждан, занятых в сфере малого и среднего бизнеса и ежедневно сталкивающихся с многочисленными проблемами, порождаемыми меняющимся характером правовых норм, регулирующих взаимодействия представителей малого и среднего бизнеса с государством, с крупным бизнесом, а также в развивающейся конкурентной среде малого и среднего предпринимательства.

Необходимо подчеркнуть, что анализ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте философского подхода к праву рассматривался нами впервые, что потребовало обращения к истории правовых установлений, регулирующих характер и формы взаимодействий в сфере крупного и малого бизнеса и опирающихся на традиции правовой культуры, опыт идеологического оформления экономического развития европейских стран и интеллектуальные системы философии, экономики и права. Рамки данного реферата не позволили нам остановится на всех этапах этого сложного процесса развития норм правовой и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в контексте его взаимодействий с крупным капиталом и формами их взаимоотношений в условиях развития рыночной среды европейских стран. Также за рамками данного реферата остался исторический и философский разбор правовых установлений Российского государства в части регулирования хозяйственной практики и экономических отношений, существовавших на протяжении всех периодов экономической истории России. Особо следует подчеркнуть, что - с учетом реалий сегодняшнего дня, сопоставления положительных и отрицательных моментов опыта реформирования советской экономики и оценки перспектив социально-экономического развития - представляется крайне необходимым провести самостоятельное изучение характера развития правовых норм и форм правовой поддержки предпринимательства, характерный именно для Российского государства и его территории, сильно отличающейся по своим природным, климатическим и материальным ресурсам от Европейского континента. Важно помнить, однако, что если общим условием развития предпринимательства в Европе были идеально выраженные нормы естественного права, то важнейшим условием развития предпринимательства в России были реально существующие нормы крепостного права. Возможно, что с точки зрения интересов социокультурной оценки социального места и экономического статуса предпринимательской деятельности в истории хозяйственного развития России имеет смысл сравнить идеальные нормы естественного права, которые - благодаря развитию идеи правовых отношений и соответствующей организации правовой практики - в Европе становились нормами реальным, а в России действительные нормы права крепостного - благодаря исторической необходимости поддерживать сильную государственную власть - оказались в роли идеальных норм для развития характера правовых отношений и взаимодействий между государством и обществом в лице его различных социальных групп. Во всяком случае, изучение действительного характера и объемов правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России имеет смысл начинать именно с такой исследовательской процедуры, которая требует активного научного взаимодействия правоведов, историков, философов и экономистов.

Тем не менее в реферате достаточно обосновано представлена историческая реконструкция принципов правовой поддержки и ее оснований, которые - как мы видели, - не сводились только к идее организациионно-финансовых взаимодействий в различные периоды экономического развития, но и опирались, и учитывали разнообразие высказываемых в научном сообществе идей экономического права и характера экономических отношений.

Кроме того, довольно серьезным результатом проделанной в реферате работы является позиционирование правовой поддержки малого и среднего предпринимательства как настоятельного элемента практической политики, имеющего своим основанием необходимость защиты интеллектуального и трудового потенциала населения государства, а также развитие и расширение сферы денежного обращения на внутреннем рынке страны.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая тема далеко не исчерпала своих возможностей и потенциала нового знания и новых результатов, использование которого в практике преобразований социальных и экономических отношений и их правового обеспечения могло бы прояснить многие моменты современной хозяйственной практики, не удовлетворяющие идеалам свободы и равенства и препятствующие устроению России как правового государства.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Бычков В.В. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997.

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. М. УРСС. 1997.

Майбурд Е.М. Введение в экономическую историю. М., "Дело", 2000.

Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993.

Философская энциклопедия в 5-ти тт. М., "Советская энциклопедия", 1960-1970.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.