Рефераты. Древнейшие политико-правовые учения

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опи-рающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуци-анские представления и идеалы в сфере управления (при-верженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут "лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов".

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством на-сильственных мер (или, что для него то же самое, -- жестоких законов) их можно подчинить желательному "порядку.

Другую особенность легизма составили элементы исто-рического подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, по-стольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авто-ритету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность воз-врата к старине "Для того чтобы принести пользу государ-ству, не обязательно подражать древности". Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым про-тивопоставлением современности прошлому, их истори-ческие взгляды способствовали преодолению традициона-листских воззрений, расшатывали религиозные предрас-судки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории.

Идеологи легизма намечали провести обширный ком-плекс экономических и политических реформ. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместни-ков властных полномочий и превратить их в обыкновен-ных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок".

Намечалось также упразднить переда-чу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую оче-редь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предус-матривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование -- слепо повиноваться государю.

Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патрони-мии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проекта-ми реформ (районирования страны, службы чиновничест-ва на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало терри-ториальному подразделению граждан в Китае.

Предлагалось также установить единые для всего го-сударства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права за-конодательством. Под законом он понимал репрессив-ную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью и народом Шан Ян рассмат-ривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего пре-вентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту каратель-ную практику должна была дополнить политика, искоре-няющая инакомыслие и оглупляющая народ.

Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Легизм содержал наиболее полную программу центра-лизации государства, и его рекомендации были использо-ваны при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последст-вия. Практическое применение легистских концепций со-провождалось усилением деспотизма, эксплуатации наро-да, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учиты-вая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.).

В рамках легистской доктрины Хавь Фэй (III в. до н. э.) выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управ-ления. Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: "Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления".

В 11--1 вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, при-обретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

Официальным учением императорского Китая конфу-цианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.

Заключение

В результате всех этих усилий уже ко 2 в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейнотеоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства права в Китае.

Изучение политико-правовой мысли Древнего Восто-ка имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошед-шие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месо-потамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют про-следить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.

Некоторые течения общественной мысли, зародив-шиеся в глубокой древности, переживают сегодня пери-од своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-право-вая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до из-вестной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось нема-ло почитателей кришнаизма и других течений.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации.

Методологическое значение истории Востока опреде-ляется также тем, что несмотря на многочисленные ис-следования, проведенные за последние десятилетия, об-щественная мысль народов Востока остается менее изу-ченной, чем социальные доктрины, получившие распро-странение в Западной Европе.

В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых го-сударств с древней и самобытной культурой усилило ин-терес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых го-сударств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследо-ванные от предшествующих эпох.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации.

Список литературы:

1. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов.Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.

2. “История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

3. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г.

4. “История политических и правовых учений”. Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.

5. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.